Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития. При ЗПР некоторые психические функции (например, память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) начинают отставать в развитии от принятых в психологии норм для соответствующего возраста.
Использование искусства в работе с детьми с ЗПР
Современные направления специальной психологии и педагогики в поиске эффективных средств коррекции состояния детей с задержкой психического развития стали все больше ориентироваться на использование искусства при обучении и воспитании. На большое значение искусства в воспитательном и обучающем процессе детей с отклонениями в развитии указывали многие представители зарубежной и отечественной специальной педагогики.
Потом специалисты обратили внимание на возможности применения искусства для коррекции психических процессов у детей. Это подтверждает идею «воспитания посредством искусства». Данный термин принадлежит Г. Риду, который назвал так свой труд, получивший распространение в начале прошлого века. Э. Сурно, который известен трудами в сфере эстетического воспитания, отмечал, что искусство представляет собой важное средство воспитания. Оно оказывает воздействие на нравственность детей, формируя их мышление, воображение, эмоции и чувства.
Российские исследователи в сфере художественной педагогики утверждают, что процесс восприятия искусства детьми — это сложнейшая психическая деятельность. Она сочетает познавательные и эмоциональные моменты.
Считается, что художественная деятельность ребенка с ЗПР способна обеспечить следующие процессы:
- Сенсорное развитие;
- Различение цвета, формы, звуков;
- Подведение к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний;
- Обеспечение понимания языка разных видов искусства.
О позитивном воздействии искусства на развитие детей с ЗПР указывал Л. С. Выготский. Этот ученый отметил важную роль художественной деятельности в области развития психических функций, в процессе активизации творческих проявлений в соответствующих видах искусства (музыка, живопись, художественное слово, театр).
Психологические исследования в области восприятия искусства детьми с ЗПР
Современными исследованиями в специальной психологии и педагогике объективно подтверждается позитивное влияние искусства на детей с разными отклонениями в развитии, в том числе с задержкой психического развития.
Ученые в своих исследованиях (С. М. Миловская, И. В. Евтушенко) выяснили, что при занятиях музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью происходит активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности и устойчивости внимания.
Исследования воздействия искусства и изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О. В. Гаврилушкиной, И. А. Грошенкова, О. В. Боровика), дошкольников с ЗПР (Е. А. Екжановой), детей с ДЦП (Г. В. Кузнецовой), аутичных детей (О. С. Никольской) показали, что занятия рисованием помогают сенсорному развитию. Они развивают мотивационно-потребностный аспект продуктивной деятельности, способствуя дифференциации восприятия, развитию мелких движений руки, а также обеспечивая совершенствование произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Огромные возможности искусства и связанной с ним деятельности в развитии познавательной сферы детей с ЗПР, включая глухих и слабослышащих детей, подтвердили исследования таких авторов, как М. Ю. Pay, Е. А. Сошина. Воздействие музыкально-ритмических занятий учащихся с нарушением слуха на развитие моторики, речевой функции, слухового восприятия были раскрыты в трудах Е. 3. Яхниной.
Е. А. Медведева показала в своих работах, что занятия театрализованной деятельностью с учащимися с ЗПР способны давать позитивную динамику для качественного развития воображения, формирования творческого компонента. Это обеспечивает становление знаковой и символической функции мышления, развитие произвольного внимания, коррекцию психоэмоционального состояния, а также многих других компонентов личности.
Исследования, проведенные в сфере художественной педагогики, позволили выяснить, что искусство помогает:
- Развивать личность;
- Расширять общий и художественный кругозор ребенка с ЗПР;
- Реализовать познавательные интересы ребенка.
Искусство представляет собой своеобразную форму эстетического познания действительности и отражения ее с помощью художественных образов. Оно дает возможность детям с ЗПР начать ощущать мир во всем его богатстве и благодаря художественным видам деятельности научиться его преобразовывать.
Проблема восприятия искусства детьми с ЗПР
Коррекционные возможности искусства в отношении детей с ЗПР связаны, в первую очередь, с тем, что восприятие искусства выступает как источник новых позитивных переживаний. Оно порождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в соответствующих видах искусства.
Повышение эстетических потребностей ребенка с ЗПР, включая активизацию восприятия и потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве, представляет собой реализацию социально-педагогических функций искусства.
Социально-педагогическое направление коррекции детей с проблемами в развитии посредством искусства производится двумя способами: воспитание способности эстетическим образом воспринимать действительность (в жизни или с помощью произведений искусства); деятельность, связанная с искусством (художественно-речевая, музыкальная, изобразительная, театрализованно-игровая).
Искусство, таким образом, становится важнейшим фактором художественного развития. Его восприятие детьми с ЗПР способно оказывать большое психотерапевтическое воздействие на психоэмоциональную сферу. Оно играет коммуникативную и регулятивную роль.