Сознание — это рефлексия субъектом действительности, собственной деятельности и самого себя. Оно не дано человеку изначально, не порождено природой. Сознание порождается обществом, поэтому не считается постулатом и условием психологии. Оно представляет собой ее проблему в качестве предмета конкретного научно-психологического исследования.
Понятие сознания
Сознание является высшим уровнем психического отражения и саморегуляции. Оно присуще лишь индивиду в качестве общественно-исторического существа, выступая как непрерывно меняющаяся система чувственных и умственных образов, которые непосредственно предстают в его «внутреннем опыте».
Исследование сознания происходит в рамках ряда наук:
- Философия;
- Лингвистика;
- Нейрофизиология;
- Антропология;
- Социология.
Психология исследует происхождение, сущность, структуру и работу сознания человека.
Среди характеристик сознания необходимо выделить активность, интенциональность (оно направлено на предмет), способность к рефлексии и самонаблюдению, различную степень ясности, мотивационно-ценностный характер.
Сознание любого человека уникально, но непроизвольно. В большей степени оно связано с внешними факторами, включая структуры социальной системы, в которой существует индивид. Сознание в любом случае носит общественно-исторический характер. Формирование и развитие индивидуальной составляющей сознания, интересующей психологию, происходит в неразрывной связи с общественным сознанием.
Структура сознания включает его основные свойства:
- Социальный характер,
- Опосредованность через знаковые и символические структуры,
- Предметность,
- Склонность к рефлексии,
- Внутренний диалогизм.
Основные функции сознания включают отражательную, регулятивно-оценочную, духовную, рефлексивную, порождающую (творческую или креативную).
Подходы к определению категории «сознание»
Определение категории «сознание» представляет большую сложность, поскольку рассматривается множество направлений науки и связано с очень разными подходами к данной проблеме. Так, Вундт считал, что сознание состоит только в том, что человек вообще находит в себе какие бы то ни было психические состояния.
В соответствии с мнением Джеймса, сознание является хозяином психических функций. Фактически, с его точки зрения, оно отождествляется с субъектом. К. Ясперс считал, что сознание представляет собой особое психическое пространство.
Общей чертой приведенных взглядов считается то, что акцент в них делается на психологическую бескачественность этой категории.
Проблему сознания рассматривал А. Н. Леонтьев, во многом продолжая линию Выготского. Этот ученый считал, что сознание в рамках своей непосредственности является открывающейся субъекту картиной мира, в которую включается он сам, его действия и состояния. Первоначально сознание есть в форме психического образа, который открывает субъекту окружающий мир. На более поздней стадии предметом сознания начинает выступать также и деятельность, происходит осознание действий других людей. Через них уже осознаются и собственные действия субъекта.
По теории Ананьева сознание — это составная часть эффекта действия. Первоначальными фактами сознания, по мнению ученого, считаются восприятие и переживание детьми результатов их собственных действий. Постепенно человек начинает осознавать не только эффекты действий, но и процессы деятельности.
Индивидуальное развитие сознания происходит через переход от осознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. Здесь любое состояние бодрствования может стать сплошным «потоком сознания», который переключает с одного вида деятельности на другой.
Рубинштейн выделил несколько свойств сознания: построение отношений, переживание, познание.
Каждый акт сознания не всегда может быть либо лишь познанием, либо только переживанием или отношением. Чаще всего он состоит из всех трех компонентом, степень выраженности каждого из которых будет разной. По этой причине каждый акт сознания рассматривается, как правило, в качестве точки в системе координат данных психологических категорий.
Проблемы сознания в психологической науке
Проблема сознания является одной из глобальных проблем современности. Она представляет собой философско-психологическую проблему бытия. С исследованием данной проблемы связано множество трудов крупнейших философов и психологов (например, Рубинштейн, Юнг, Фрейд, Маслоу и др.)
Сознание считается высшим уровнем психического отражения объективной реальности. Это высший уровень саморегуляции, который характерен для человека как для социального существа. Эта категория включает совокупность знаний об окружающем мире, а в ее структуру входят важные познавательные процессы. Благодаря им индивид имеет возможность постоянно обогащать собственное знание.
Функции сознания состоят из мысленного построения действий, предвидения последствий, контроля и управления поведением личности, способности отдавать себе отчет в том, что происходит как во внутреннем мире человека и в окружающем его пространстве.
Трудности изучения сознания состоят в том, что оно рассматривалось как общее условие существования психики (здесь о конкретном или экспериментальном исследовании не может быть речи). В другом случае сознание отождествляли с какой-то психической функцией (например, внимание, мышление). Здесь исследование сознания подменилось на анализ этой функции.
Сознание, по аналогии с отдельными психическими функциями, не локализовано во внешнем пространстве. Также его нельзя определить в рамках времени. Ученые не смогли обнаружить характеристики сознания, в соответствии с которыми его можно было бы изучать известными методами. На протяжении веков проблема сознания представляла собой арену идейной борьбы, на которой естественно-научный материалистический подход противопоставляли религиозно-идеалистическим концепциям.