Основные проблемы подготовки ребенка к школьному обучению
Готовность к обучению в школе – это совокупность определенных свойств и компетентностей ребенка дошкольного возраста, а также модели его поведения, которые нужны ему для успешного получения, усвоения и переработки учебных стимулов в процессе обучения в школе.
В психологии готовность к школе рассматривается как разветвленная сеть определенных критериев, представляющих собой одно целое. Именно от наличия и полноты критериев зависит успешность обучения ребенка школе.
Для того, чтобы ребенок смог адаптироваться к новому для него социальному статусу, справиться со школьной нагрузкой и требованиями, ему необходимо за период дошкольного детства выработать у себя набор определенных тесно взаимосвязанных качеств.
Совокупность качеств, необходимых для успешного обучения в школе невозможно рассматривать изолированно от окружающей ребенка среды, уклада жизни в семье, от жизненного опыта ребенка. Именно поэтому готовность к школе рассматривается как набор определенных компетентностей, необходимых будущему ученику.
Одной из основных проблем подготовки детей к школьному обучению является то, что за период дошкольного детства, окружающие ребенка взрослые должны выработать у него не просто определенные знания и умений, а конкретные компетенции.
Например, если у ребенка дошкольного возраста достаточно хорошо развита речь и богатый словарный запас, это не говорит о том, что у него в достаточной мере развиты коммуникационные компетенции. То есть, задача воспитателей и родителей, не просто научить говорить и понимать, а овладеть важной для будущего школьника компетенцией – коммуникационной.
Еще одной проблемой готовности ребенка к школе является то, что зачастую взрослые (родители и педагоги) воспринимают готовность как некую «программу», которой ребенку следует овладеть за период дошкольного детства. Однако это не так, в связи с тем, что готовность к школе представляет собой интегральное свойство личности, развивающееся только при наличии определенных благоприятных условиях и в рамках многообразных ситуациях общения и жизненного опыта.
Таким образом, важно понимать, что готовность к школе не развивается посредством специально организованной системы занятий, она формируется через активное участие ребенка в жизни.
Виды готовности ребенка к обучению в школе
Выделяют четыре вида готовности ребенка к школе.
Эмоциональная готовность к школе – включает в себя совокупность определенных качеств личности, позволяющих ребенку успешно преодолевать эмоциональную неуверенность и разнообразные эмоциональные блокады, мешающие ему эффективно воспринимать учебные импульсы. В случае, если ребенок не готов к школьному обучению эмоционально, то ему будет сложно справляться с заданиями и новыми ситуациями, что в итоге может привести к тому что ребенок «замкнется в себе».
Значимость эмоциональной готовности к школе заключается в том, что от нее зависит настрой на всю дальнейшую учебную деятельность ребенка, веру в самого себя. При наличии хорошо сформированной эмоциональной готовности ребенок устойчив к различным нагрузкам, он способен конструктивно решать разнообразные ситуации и проблемы.
Социальная готовность к школе. Данный вид готовности находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной готовности. Это связано с тем, что школьная жизнь подразумевает участие ребенка в различных группах, сообществах и вступлениях, в которых ребенку необходимо поддерживать связи, контакты и отношения.
Прежде всего, при поступлении ребенка в школу ему необходимо войти в сообщество нового коллектива – ученического класса. В случае, если социальная готовность развита хорошо, то ребенок способен подчиняться новым правилам, принимать и понимать их значимость. Если же социальная готовность не развита в должной мере, то ребенок не сможет контролировать собственное поведение и поступки, тем самым он будет мешать другим детям и учителю. Соответственно и отношение со стороны одноклассников к нему будет отрицательное.
Моторная готовность к школьному обучению – это то, как ребенок способен владеть собственным телом, воспринимать и ощущать его, координировать и произвольно направлять движения, выражать посредством тела свои импульсы.
Особое значение для готовности к обучению в школе имеет координация системы «глаз-рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения ребенка письму. Формирование данного вида готовности к обучению в школе может быть различной, в зависимости от индивидуального созревания соответствующих участков головного мозга ребенка. В настоящее время эта особенность учитывается учителями, и они не требуют от детей равной успешности в овладении письмом. Задания на овладение письмом даются ученикам в зависимости от их индивидуальных особенностей и уровня развития моторной готовности к школьному обучению.
Когнитивная готовность к школе. Данный вид готовности длительное время считался одним из основных критериев успешности обучения в школе. Заключается он в том, что ребенок умеет сконцентрироваться на определенном виде деятельности или задаче на нужное время. В случае, если ребенок способен сконцентрироваться в классе, где достаточно много отвлекающих событий, то можно сказать о том, что он готов к обучению в школе.
Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребенка, если он может в течение 15–20 минут сосредоточенно выполнять поставленную перед ним задачу, не утомляясь. Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.