Эмоциональная саморегуляция личности — это способность проявлять эмоциональную реакцию на события социально приемлемым образом.
Сущность и значимость эмоций
Эмоции для нормального поведения человека являются абсолютно необходимым компонентом. Без их гармоничного взаимодействия с иными составляющими психики невозможен ни один другой процесс.
Эмоции принимают участие в исследовании наук, в ходе приготовления пищи, в поиске нужных сведений, в пробуждении утром и засыпании вечером. Даже любой самый рациональный процесс не избавлен от эмоциональной регуляции, которая происходит внутри них в скрытом виде. Эмоциональный процесс может поддержать выполнение какой-то деятельности, а также способен разрушить её.
Любая эмоция считается очень многосторонним процессом. Каждое эмоциональное состояние одновременно включает:
- Телесную (физиологическую) сторону;
- Психологическую сторону (внутреннее субъективное переживание);
- Поведение (выражение эмоции, включая мимику, жесты, слова, а также действия, которые совершаются под этим влиянием);
- Смысловую сторону (почему и ради чего проявляется реакция);
- Когнитивную (познавательную) сторону, в соответствии с которой человек узнает о себе и ситуации, понимает, что именно с ним происходит.
В пределах полноценного и осознанного понимания данные аспекты проявляются лишь в эмоциональном реагировании зрелой личности. При появлении ребенка на свет, его эмоциональная сфера представлена физиологией и соответствующими поведенческими реакциями (мимика, жесты, крики).
Проблема личностной саморегуляции
Осознанная саморегуляция представляет собой системно-организованный процесс, присущий для внутренней психической активности индивида. Она необходима для инициации, поддержания и управления различными типами и формами произвольной активности, которая непосредственно реализует достижение целей, принимаемых человеком.
Это определение включает основные функции осознанной саморегуляции. Анализируя структуру регуляторных процессов, ученые используют часто структурно-функциональный подход, который рассматривает саморегуляцию в качестве целостной, замкнутой (кольцевой) по структуре, информационно открытой системы. Ее реализация происходит благодаря взаимодействию функциональных блоков. Основание для их выделения — это специфические (частные, компонентные) регуляторные функции.
Целостный процесс саморегуляции состоит из системного сотрудничества функций. Он предназначен для достижения цели, принятой субъектом. Это понимание предопределяет возможность выделить функциональную структуру процессов саморегуляции, единую для разных видов произвольной активности.
Функциональная структура эмоциональной саморегуляции состоит из нескольких элементов:
- Принятая цель деятельности;
- Субъективная модель значимых условий;
- Программа исполнительских действий;
- Система субъективных показателей достижения целей (критерии успешности);
- Контроль и оценка реальных результатов.
Основное функциональное звено в целостной структуре саморегуляции представлено, по мнению некоторых исследователей, принятой субъектом целью деятельности. Так, В. И. Моросанова определяет проблему саморегуляции в ходе исследования самосознания и его регуляторной роли.
Рассматривают три базовых функции самосознания. Первая из них напрямую относится к способности личности к самоидентификации, оценке себя и собственного отношения к миру. С помощью поддержания внутренней целостности и тождественности, индивид получает возможность становиться субъектом своего поведения и отношения к окружающим. Вторая функция связана с человеческой способностью становиться субъектом изменения себя (осознанного и направленного совершенствования себя с помощью познания и изменения).
Третья функция представляет собой собственно направленную регуляцию собственного поведения и жизни благодаря самосознанию, которое обеспечивает осмысленность. Рассматривая регуляторную функцию самосознания, необходимо отметить особый процесс в области обеспечения действенности содержания самосознания. Этот феномен проявляется через связь самосознания с поведением и деятельностью индивида.
Саморегуляция в жизни человека
Саморегуляция осуществляется человеком в качестве субъекта активности. Это происходит на основе целостной системы процессов, когда осознанно выдвигаются цели и управляется их достижение. Данная система обладает своей закономерной структурой, мобилизующей соответствующие ресурсы индивидуальности (например, психологические) как средства ее реализации.
С этой точки зрения анализ регулирующей роли этого феномена состоит в определении взаимосвязи различных составляющих частей содержательно-смысловой сферы самосознания со структурами стилевых аспектов саморегуляции эмоций и деятельности. Именно психология саморегуляции способна переводить исследование регулирующей роли самосознания из теоретического и методологического плана в конкретный психологический план.
Реализация системы саморегуляции происходит с помощью базовых процессов: планирование цели активности, моделирование существенных условий ее достижения, программирование активности и оценка результата. Есть индивидуальные особенности в проявлении саморегуляции. Они характеризуются тем, каким образом индивид производит планирование и программирование достижения цели.
Исследователи показали, что динамические, личностные (темпераментные) диспозиции (например, экстраверсия/интроверсия) можно описать с помощью специфических профилей индивидуальных особенностей саморегуляции. Наряду с этим, степень и своеобразие субъектной активности, которые проявляются в таких субъектных (регуляторных) качествах, как ответственность, автономность и настойчивость, предопределяют способность преодолевать субъективные и объективные трудности в ходе достижения целей в жизни.