Роль семьи в развитии ребенка
Семья в жизни ребенка это не просто место его рождения и среда постоянного обитания, именно семейный микроклимат определяет основные этапы развития ребенка. От того насколько крепки и гармоничны семейные связи зависит формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности, любви и безусловного принятия, позитивного восприятия мира.
Любовь родителей — это важнейший и незаменимый источник эмоционального и духовного и развития ребенка.
Невозможно переоценить роль семьи в становлении личности ребенка:
- семья формирует базисное чувство безопасности, являющееся основным условием для нормального и гармоничного развития ребенка. Именно благодаря семье ребенок овладевает способностями спокойно и уверенно взаимодействовать с окружающим миром и принимать те нормы и правила, которые в нем существуют. Семья является источником знаний о том, как эффективно освоить новые способы исследования мира и реагирования на события происходящие вокруг;
- ближайшее окружение ребенка – родители и близки родственники, являются основным источником получения жизненного опыта ребенка. Они показывают и прививают своим детям определенные способы и модели поведения, характерные для определенных ситуаций социальной жизни в обществе;
- родители оказывают влияние на поведение ребенка с помощью поощрения или наказания и осуждения, тем самым формируется определенный тип поведения ребенка.
Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях
Отношения между детьми и родителями в неполной семье всегда имеют свои особенности и проявления. Если в полной семье, стремящейся к гармоничному развитию ребенка, роли распределяются между обоими родителями, то для неполной семьи характерны перекосы.
В психологии распространено мнение о том, что именно мама с помощью создания правильного эмоционального климата формирует у ребенка состояние душевного благополучия. Отец же играет не менее важную роль – под влиянием его воспитания у ребенка формируется определенная система ценностей, этических оценок и представления о самом себе.
Дети, которые растут без отцовского воспитания или при его травмирующем влиянии чаще всего страдают от трудностей при организации межличностного общения и неадекватной самооценки.
Образ отца чрезвычайно важен для психического развития мальчиков. При отсутствии отцовского воспитания в первую очередь страдает процесс формирования мужских черт психики. Это приводит к снижению социальной активности ребенка, способствует развитию инфантилизма.
Девочки также нуждаются в поддержке и присутствии отца рядом. Огромную роль здесь играет отношение мамы к отсутствующему отцу и мужчинам в целом. Трудно привить уважение и адекватное отношение к мужскому полу, если девочка воспитывается без отца или в негативных оценках всего мужского пола.
Основные ошибки родителей в воспитании ребенка в неполной семье
Чаще всего в неполной семье мама формирует для себя установку на воспитание детей, как на сложный процесс, требующий огромного количества внимания и сил. Вся система отношений матери с детьми становится эмоционально более насыщенной и напряженной. В поведении матери можно проследить две крайности.
- Использование неоправданно жестких мер в воспитании, особенно по отношению к мальчикам. Эта крайность обусловлена во – первых, страхом матери за то, что мальчик вырастет женоподобным и не сможет защитить себя в окружающем мире; во-вторых, мать может испытывать по отношению к сыну чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у мальчика нежелательных черт характера бывшего мужа. Физические наказания, моральное давление чаще всего применяются именно к мальчикам, к сожалению, ребенок зачастую становится объектом для снятия существующего нервного напряжения матери.
- Вторая крайность в поведении женщины после развода проявляется в ее постоянном стремлении компенсировать все то, что по ее мнению ребенок потерял вследствие развода родителей. В этом случае ребенок находится в ситуации постоянного воздействия на него со стороны матери. Она ни на минуту не ослабляет контроль над жизнью своего ребенка. Опекающая, охранительная, контролирующая позиция такой матери сдерживает инициативу ребенка и способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разрушение семьи очень болезненно воспринимается как взрослыми, так и детьми. Находясь в стрессовом состоянии, взрослые не всегда способны контролировать свое поведение и эмоциональные проявления и тем саамы они травмируют психику своих детей.
В крайних случаях происходит изменение отношения родителей к детям:
- ребенок воспринимается как причина распада семьи;
- ребенок становится причиной отречения матерью от своей личной жизни и посвящению себя всецело только воспитанию ребенка и удовлетворению его потребностей;
- ребенок является постоянным напоминанием о разрыве и человеке, который причинил боль и неприятности.
Любой из этих случаев является травмирующим для психики ребенка и накладывает свой отпечаток на процесс формирования личности.
Чаще всего родители совершенно упускают из виду то, что ребенок всегда глубоко страдает в случае расставания родителей и потери одного из них. Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Именно поэтому взрослым должны забыв о своих разногласиях, учитывать обстоятельства, сказывающиеся на психическом развитии ребенка в ситуации распада семьи.
Если родители не смогут вовремя прекратить междоусобную войну друг с другом, забыв о психическом состоянии ребенка, это может привести к неисправимой деформации личности ребенка и нарушениям его психического развития, которые будут мешать строить свой гармоничный мир и быть в нем счастливым.