Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимоотношение отца и ребенка в полной и неполной семье

Все предметы / Психология / Взаимоотношение отца и ребенка в полной и неполной семье

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Замечание 1

Основанная на браке, семья представляет собой малую группу, члены которой имеют общий быт, оказывают друг другу взаимную помощь, и несут моральную ответственность друг за друга.

В воспитании детей семья играет основную, долговременную и важнейшую роль. Ребенок в детские годы приобретает в семье опыт, который сохраняется в течение всей его жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка. Однако семья может давать как положительный, так и отрицательный пример ребенку. С одной стороны любовь и забота о ребенке самых близких и родных ему людей, а с другой стороны, именн6о семья может нанести непоправимый вред ребенку, как ни один другой социальный институт.

Само по себе воспитание является сложным процессом, и члены семьи оказывают взаимное влияние друг на друга. В основе воспитания лежит взаимное доверие, любовь и симпатия воспитателя и воспитуемого. Душевное единение, нравственная связь ребенка и родителей являются главным моментом в воспитании маленького человека.

Процесс воспитания нельзя пускать на самотек и даже повзрослевшего ребенка нельзя оставлять наедине с собой. Воспитательный процесс необходимо подкреплять конкретными примерами и ребенок должен видеть, что у родителей практика и теория не расходятся.

Природа родительских чувств, если смотреть на них с высоты сознания обывателя, является очевидным и простым делом – родители являются главным воспитателями ребенка. Неразвитость родительских чувств или их отсутствие есть не что иное, как нарушение или извращение этой социально-нравственной и биологической нормы.

Замечание 2

Любовь родителей к ребенку, считают специалисты, абсолютно необходимое, но не достаточное условие благополучного развития ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Чрезмерный родительский контроль и излишняя забота на основе тесного эмоционального контакта делают ребенка не самостоятельным и пассивным, что приводит к трудностям в общении со сверстниками. Такой склонностью к гиперопеке обладают обычно одинокие мамы, которые в своем ребенке видят единственный смысл жизни. Отношения в такой семье формируются по принципу «жить за ребенка», что является большим тормозом для личностного роста и мамы и подростка.

Кроме этого могут возникнуть трудности и другого рода – высокие ожидания родителей, могут быть непосильными для ребенка. Неадекватные родительские ожидания приводят к тому, что подросток утрачивает с ними былую близость и начинает бунтовать, отвергая навязываемые требования.

Воспитание ребенка в неполной семье

Цель семьи как важного социального института заключается в том, чтобы формировать у ребенка такие свойства личности, которые помогут ему преодолевать встречающиеся трудности в жизни. Высоконравственная, интеллектуальная, физически и психически здоровая личность может быть воспитана только в здоровой семье.

Положительные стороны неполных семей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Положительные стороны неполных семей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ребенок свой первый жизненный опыт приобретает в семье, что не всегда проходит легко и гладко, и впоследствии может сказаться на отношении с социумом. Неполная семья состоит из одного родителя с одним или двумя детьми.

Причины неполной семьи могут быть разные – смерть одного из родителей, рождение ребенка вне брака или расторжения брака.

Воспитание ребенка в неполной семье, по мнению В.С. Мухиной, имеет ряд особенностей. На родителе из неполной семьи лежит вся ответственность за решение материальных и бытовых проблем и это притом, что приходится восполнять возникший дефицит воспитательного влияния.

Данные задачи возмещать очень сложно, поэтому неполные семьи испытывают материально-бытовые трудности и педагогические проблемы. Психологический климат в таких семьях определяется болезненными переживаниями по поводу отсутствия одного из родителей.

Функция социализации в неполной семье не реализуется полностью и, связано это с тем, что осваивая роль семьянина, ребенок не имеет положительного образца.

Отсутствие в семье мужчины, считает В.В. Чечет, является значительной предпосылкой отклонений в развитии ребенка. Ребенок, выросший без отца, имеет низкий уровень притязаний, повышенную тревожность, мальчик имеет трудности в общении со сверстниками, хуже усваивает мужские роли. Ребенок, растущий без отца, страдает от недостатка авторитета, порядка и дисциплины, олицетворяемых отцом. Чаще всего эти дети недисциплинированны, агрессивны в отношении взрослых и сверстников.

Негативное влияние неполной семьи немного нивелируется, если место отца занимает отчим, а иногда дедушка. Однако специалисты считают, что в таких случаях возникает благоприятная почва для развития конфликтов, ведущих к невротическим расстройствам. Появление нового папы в семье совсем не означает, что ребенок бросится ему на шею. Доверие ребенка надо завоевать не командирским тоном, а терпением и любовью. Многие приходящие папы начинают воспитывать ребенка по своим требованиям, что является большой ошибкой. Подстраиваться должен не ребенок, а новый папа должен суметь подстроится под уклад жизни ребенка. В этом случае мужчине надо стать ненавязчивым воспитателем и наставником. Отчим является соперником для ребенка и первоначальная инициатива должна исходить именно от него. Ребенок начинает конфликтовать, он не желает соперничать и очень хочет, чтобы чужой мужчина ушел из их дома.

Если мужчина не желает считаться с тем, что у женщины есть дети, то его действия могут быть следующими. Мужчина:

  • критикует действия ребенка в присутствии его матери;
  • вслух говорит о том, что никогда не сможет полюбить её детей;
  • обижается, что женщина не поддерживает его в том, что ребенок ведет себя неправильно;
  • предъявляет претензии к ребенку в отношении того, что он всё делает не так;
  • занимает пассивную позицию во взаимодействии с ребенком;
  • игнорирует ребенка – подарки дарит женщине, а ребенку нет;
  • ставит женщину перед выбором – либо он, либо её ребенок.

Взаимоотношения отца и ребенка в полной семье

Если в полной семье ребенок, особенно мальчик, не чувствует поддержку отца, то он принимает модель поведения матери – мальчик в дальнейшем может превратиться в «маменькиного сынка» и общение со сверстниками у него будет затруднено.

Чтобы вырасти настоящим мужчиной, перед глазами надо иметь образец для подражания, а это может дать только любящий и внимательный отец.

Что касается девочек, то они, как правило, в своих избранниках ищут те черты, которые им были симпатичны в их отцах. Отцовские комплименты девочки запоминают надолго, они помогают им осознать, что они не не только красивы, но и умны.

Маленькому ребенку важно, чтобы рядом были папа и мама. Те семьи, где папа принимает в воспитании активное участие, дети, как правило, более коммуникабельны и спокойны. В полной семье отец с детьми постарше может учить играть, знакомить с чисто мужскими делами, наконец, учить держать правильно молоток в руках, водить ребенка на футбол или рыбалку.

В дошкольном периоде у мальчиков происходит половая идентификация и отцу надо быть к этому процессу особенно внимательным. Мальчик не только «считывает» поведение отца, но и «впитывает» его. Отец, безусловно, должен разговаривать с сыном о чем-то своем, мужском.

В девятилетнем возрасте ребенка роль отца возрастает – ребенка надо научить постоять за себя, отстаивать свое мнение, научить вести себя со сверстниками. На интимные темы, касающиеся физиологических изменений, с мальчиком легче общаться отцу, а матери с девочкой. В этот период отношения между отцом и сыном могут ухудшиться. Причиной может стать попытка подростка доказать всему миру свою позицию и отцу в этом случае важно стать для своего ребенка другом, к которому он прислушивается и доверяет.

На жизнедеятельность семьи большое влияние оказывает социально-культурный фактор. Дети в полной семье впитывают образец поведения обоих родителей и легче проходят процесс социализации.

Положительный аспект воспитания в семье, где есть отец, состоит в том, что у ребенка развивается ответственность, требовательность, формируется такое качество как мужественность, упорство, решительность, ответственность перед семьей, уважение к женщине и, прежде всего, к женщине-матери.

Нельзя переоценить преимущества полной семьи. Жизненные трудности и проблемы, как показывают исследования, лучше переносят члены сплоченных семей.Взрослые и дети в сплоченных семьях склонны к открытости в общении с окружающими, социально адаптированы, психически здоровы и развиты.

Мужчина-отец создает в доме специфическую интеллектуальную среду, которая сказывается на развитии мальчиков и девочек, влияет на характер умственного развития, на формирование их интереса. Положительный образ отца вызывает у детей стремление быть похожим на папу.

Замечание 3

Воспитание ребенка в полной семье, таким образом, оказывает огромное положительное влияние на процессы его социальной адаптации, формирование его личности, на дальнейшую жизнь в целом.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис