Проблема детских страхов в психологии
В современном мире ребенок подвергается воздействию большого количество негативных факторов, которые могут приводить к задержке формирования потенциальных способностей личности. Сегодня многие ученые отмечают, что увеличивается рост количества детей с разными страхами, которые ведут к высокой тревожности и возбудимости.
Проблемой детских страхов занимались отечественные ученые В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Н. Г. Вологодина, а также зарубежные, такие как: С. Холл, З. Фрейд, Г. С. Салливен и др.
А.И. Захаров отмечает, что страх это особое средство познания окружающей реальности, которое ведет к наиболее избирательному и критичному отношению к ней.
Таким образом, страх может осуществлять обусловленную обучающую или социализирующую роль в ходе личностного развития.
Понятие «страх» считают схожим по смыслу с понятием «тревога». Однако тревога состоит в негативном эмоциональном состоянии, которое появляется в условиях неопределенной опасности и в ожидании плохого формирования событий. От страха состояние тревоги отделяется тем, что у нее нет четко обозначенного предмета. Страх же, подразумевает присутствие некоторого объекта, события или человека, которые вызывают страх.
В соответствии с З. Фрейдом «страх ‒ это состояние аффекта ‒ объединение установленных ощущений порядка удовольствие ‒ неудовольствие с соответственными иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также возможно, и отображение обусловленного важного события».
Р.Ф. Овчарова оценивает страх, как эффективное (заостренное на эмоциональном выражении), отображение в сознании человека определенной угрозы для его благополучия и в целом жизни.
Такие ученые, как Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский дают оценку страха как «эмоционального состояния, которое появляется в случаях угрозы социальному или биологическому существованию личности и обращенное на источник воображаемой и реальной опасности.
По мнению А.И. Захарова, страх ‒ это одна из базовых эмоций человека, которая появляется в ответ на воздействие угрожающего стимула. Если объективно проанализировать эмоцию страха, можно установить, что страх осуществляет различные функции в жизни человека.
Существует также и полярная точка зрения на проблему страха. Так, В. И. Орлов, Е. И. Рогов, И. Н. Степанова указывают положительные функции страха. Так, В. И. Орлов отмечает, что страх имеет как регуляторную функцию, так и охранительную функцию. Е. И. Рогов придерживается похожего мнения. В соответствии с его исследованиями, страх, как и другие неприятные переживания, не считается однозначно вредным для человека. Страх защищает человека от чрезмерного риска, регулирует поведение и деятельность, уводит человека от опасности, возможности получить травму.
На протяжении всего времени формирования человеческого рода страх выступал как организатор борьбы людей со стихией. Страх дает возможность избежать опасности, так как играл и играет роль защиты. А.И. Захаров считает, что страх можно анализировать как естественное сопровождение формирования человека.
Виды, причины и коррекция детских страхов
Современная психология подразделяет страхи на следующие виды:
- навязчивые страхи,
- бредовые страхи,
- страхи сверхценные.
К навязчивым страхам, как правило, относят следующие страхи: гипсофобия (страх высоты), агорафобия (страх открытых пространств), клаустрофобия (страх закрытых пространств), ситофобия (страх принимать пищу) и т. д. Такие страхи человек может испытывать в конкретных случаях, бояться последствий, которые они могут за собой повлечь.
Бредовые страхи ‒ это страхи, первопричину возникновения которых найти просто нельзя. Бредовые страхи часто свидетельствуют о серьезных отклонениях в психике человека, могут являться началом формирования аутизма.
Сверхценными называют страхи, которые связаны с определенными идеями (с «идеями фикс»). Сначала они соответствуют какой-либо ситуации в жизни, а затем делаются настолько ценными, что ни о чем другом думать человек уже не может.
Исследователи выделяют разные причины, которые способствуют появлению страхов.
Дж. Боулби считает, что причиной страха может быть, как неимение того, что обеспечивает безопасность, так и существование того, что может угрожать. Дж. Грэй отмечал, что страх может возникать, если событие совершается внезапно. Многие авторы отмечают, что страхи могут быть беспредметными, т. е. не связанные ни с чем определенным и спровоцированные объектом (предметом, человеком, явлением природы).
Д. Грэй все причины страха разделил на четыре группы:
- интенсивность;
- новизна;
- эволюционно-выработанные сигналы опасности;
- причины, образующиеся в социальном действии.
Так, например, громкий звук и боль считаются примерами чрезмерно интенсивных стимулов, а незнакомые предметы и лица иногда вызывают страх из-за собственной новизны.
Д. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени, как определенный вид нового стимула.
Любые ситуации, которые угрожают существенной части членов вида в течение долгого времени, считаются эволюционно-выработанными сигналами опасности.
Для того чтобы бороться с причинами страхов, нужно оказывать влияние на ребенка, прежде всего, необходимо создать контакт, который подразумевает доброжелательное, доверительное, искреннее, заинтересованное отношение к ребенку, содействующее формированию его веры в себя и творческих возможностей.
Отправная точка любого психотерапевтического действия, это принятие желаний и чувств детей, какие они есть, что дает возможность индивидуализировать воздействие на ребенка и сделать его наиболее продуктивным. Если же стремиться вместо устранения страхов «выяснять отношения с ребенком» или рассматривать его, как безнадежно неспособным и упрямым к изменениям, то вряд ли он сможет продемонстрировать активность и преодолеть страх. Нужно также проявить терпение при деятельности с детьми. Не всегда оно, правда, дает мгновенные результаты. В значительной степени это может зависеть и от способности детей трансформировать отношения и заполнять собственную жизнь новым содержанием.
В психолого-педагогической литературе рассмотрены разные способы устранения детских страхов. В целом все способы, которые предлагаются условно можно поделить на три категории:
- Игра со страхом;
- Рисование страха;
- Вербализация страха (рассказы, сказки, страшные истории).
B связи с этим, особо актуальной задачей представляется поиск наиболее результативных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребенка.