Психокоррекция – это целенаправленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры индивида с целью обеспечения его полноценного функционирования и развития.
Сущность и особенности психокоррекции
Психологическая коррекция — это определенная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе показателей не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития (норме, возрастному ориентиру).
Психокоррекционные мероприятия представлены реабилитационной и коррекционной работой. Психокоррекция может использоваться в реабилитационных центрах на мотивационной стадии лечения. Цель мероприятий заключается в предупреждении и преодолении отклонений в психическом развитии личности.
Коррекционному процессу присущи следующие характерные особенности:
- Ориентация на клинически здоровую личность, которая имеет в повседневной жизни или при реабилитации психологические трудности (жалобы, проблемы);
- Акцент на здоровых сторонах личности;
- Направленность на настоящее и будущее клиента;
- Оказание помощи среднесрочного характера;
- Ненавязчивый ценностный вклад психолога;
- Концентрация на изменении поведения и развитии личности пациента.
Основой психокоррекционных мероприятий должно стать формирование условий, помогающих развивать те или иные психологические качества. Здесь большое значение имеет реализация индивидуального подхода. Его осуществление напрямую связано с представлением о «личном достижении».
Личное достижение представляет собой признание права самого человека брать от психокоррекционных возможностей все то, что он будет в состоянии (захочет) взять. Одна из основных черт психокоррекции состоит в отсутствии планирования личностного роста с одновременным признанием бесконечности и неограниченности данного процесса.
Психокоррекционные мероприятия должны использовать естественные движущие силы развития личности и психики. Эти силы включают деятельность человека и систему его отношений, имеющих для него большое значение. Они обладают яркой индивидуальной окрашенностью, насыщены острыми эмоциональными переживаниями.
Особенности психокоррекции для мотивации в процессе реабилитации
Первостепенная задача в ходе реабилитации состоит в формировании индивидуальной программы реабилитации. Ее реализует сам реабилитант в соответствии с собственным реабилитационным потенциалом. Большая часть современных исследователей определяют реабилитационный потенциал в качестве комплекса биологических и психофизиологических характеристик, социально-средовых факторов человека. Они дают возможность в той или иной мере реализовать потенциальные возможности.
Если рассматривать структуру психологического реабилитационного потенциала, то можно выделить несколько компонентов:
- Эмоционально-волевой,
- Интеллектуальный,
- Мотивационный.
Специалисты в ходе реабилитации делают акцент, прежде всего, на мотивационном компоненте. Это связано с тем, что его отсутствие или недостаток отражает фактическую невозможность реализации реабилитационных мероприятий.
Сама категория «мотивация» была введена А. Шопенгауэром в 1900 году, после чего она прочно вошла в психологический обиход, и употребляется для объяснения причины поведения человека и животных. В современных психологических источниках под мотивацией (мотивационным процессом) понимается динамический процесс развития и усиления побуждения к соответствующему виду деятельности.
Личностные мотивы состоят из функции двух переменных. Во-первых, они зависят от устойчивых личностных особенностей, которые связаны с потребностями. Во-вторых, в их основе лежат ситуации, в которых происходит проявление данных потребностей. По этой причине в процессе психокоррекции важно разграничить базовые и актуальные потребности.
Базовые потребности представляют собой устойчивые потребности, предопределяющие содержание интересов и увлечений, стремления и общую направленность личности. Это то, что становится наиболее важным в жизни индивида.
Актуальные потребности — это ситуационно обусловленные потребности, возникающие под воздействием внешних обстоятельств. Они менее стабильны, чем базовые, и способны дополнять их. Актуальные потребности предопределяют то, чем озабочены люди в данный момент, что они вынуждены делать.
В самом общем представлении цели психокоррекционных методик на мотивационном этапе лечения в реабилитационном центре определяются в качестве раскрытия, анализа, осознания и переработки проблем человека. Они направлены на решение его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекцию неадекватных отношений, установок и эмоциональных (поведенческих) стереотипов.
Если взять за основу все плоскости ожидаемых изменений (когнитивная, эмоциональная и поведенческая), реализуемых благодаря конкретным задачам групповой психотерапии, то основная методика лечебного воздействия представлена работой в психотерапевтической группе. Она позволяет выйти на понимание и коррекцию проблем с помощью межличностного взаимодействия и динамике группы.
Специалисты разработали методики психокоррекционной работы, взяв за основу синтез элементов различных видов психотерапии. Они включают когнитивно-поведенческую психотерапию, психосинтез, гештальттерапию, психодраму, метод направленного воображения и осознания ценностей, прогрессивную мышечную релаксацию, арт-терапию.
Применение психокоррекционных методик на мотивационном этапе лечения может предполагать использование динамически-директивного метода ведения групп. Они помогают уменьшить директивные проявления и увеличить проявления партнерства со стороны ведущего по мере развития групповой динамики.