Метафоры в консультировании: понятие и основные особенности
Метафоры в психологическом консультировании - это один из способов психологической работы, основанный на механизме ассоциирования и идентификации внутреннего мира человека с метафорическим образом, в результате которого происходит репрезентация субъективных переживаний клиента, личного опыта и мыслей с целью дальнейшей работы над ними.
Метафоры могут конструироваться самим клиентом, предлагаться терапевтом или могут быть результатом совместного обсуждения терапевта и клиента. В том числе, в качестве инструмента работы могут выступать уже существующие метафоры: сказки и притчи, имеющие связь с запросом клиента.
Метафоры строятся на трех основных модальностях человека: визуальная, аудиальная и кинестетическая. То есть консультант может формировать метафорический образ вербально (рассказывая притчу, например), показывать картинки или формировать у клиента визуальный образ словесно, а также воздействовать на телесные ощущения (способствуя расслаблению, например). Сами метафоры строятся на основании ведущих у клиента модальностях - тех, которые развиты у него лучше: кому-то лучше даются визуальные образы, кому-то - аудиальные, кому-то - проще идти через ощущения.
Рассмотрим основные характеристики психологических метафор:
- метафора носит переносный смысл, отражая образный характер внутреннего мира клиента
- метафора отражает неосознаваемые процессы и состояния
- метафора обладает терапевтической силой: абстракция от реальной ситуации и репрезентация ее через символический образ способствует более быстрому поиску разрешения затруднительной ситуации
- основной механизм работы метафоры - это ассоциация и идентификация. Клиент ассоциирует метафорический образ со своей актуальной ситуацией и идентифицирует себя с основным героем метафоры (причем, не обязательно этот герой является человеком, это может быть процесс, состояние, неживой объект)
Основные функции и виды метафор
Наиболее важное преимущество использования метафор в консультативной работе в том, что они способствуют снижению сопротивления и страха клиента, поскольку обладают символическим содержанием. Человек рассказывает как бы не про себя, а про героя метафоры, что уже снижает градус травматичности и проблематичности для клиента. В том числе, это облегчает реализацию "нежелательных" эмоций (гнев, злость, зависть и т.д.), поскольку их выражением происходит в символическом образе. Таким образом, человек освобождается от эффекта долженствования, стремления казаться хорошим и удобным.
Метафоры позволяют абстрагироваться от конкретных условий ситуации, схватить ее целостно и расширить восприятие клиента. Таким образом, у человека возникает больше возможностей для поиска решений затруднительной ситуации. Таким образом, метафоры запускают трансформационный процесс: они расширяют восприятие клиента, поле потенциальных решений проблемы, способствуют изменению установок и поведенческих паттернов.
Немаловажной функцией является диагностическая функция: метафоры отражают внутреннее состояние клиента, его актуальные переживания.
Основные виды метафор делятся по своей главной цели воздействия на:
- ресурсные метафоры: цель - восполнить ресурсы человека, вернуть ему чувство уверенности. Для формирования ресурсной метафоры консультанту необходимо владение информацией о ресурсной карте клиента: что его наполняет, что приносит ему теплые чувства и эмоции. В том числе, важно иметь в виду аспект детского периода клиента, его ресурсных воспоминаний того периода.
- встроенные метафоры: формируется в процесса непосредственной терапевтической беседы, встраиваются в нее с целью расширения поля сознания клиента, возможности посмотреть на проблему отвлеченно. Как правило, они инициируется самим терапевтом в виде притч, сказок или легенд.
- поведенческие метафоры: фокусируются на непосредственном поведении героев метафоры, их решениях. Такие метафоры используются для того, чтобы клиент мог увидеть, как в аналогичных его ситуации можно поступать и принимать решения. Для эффективности применения такой метафоры важно, чтобы экспозиция метафоры соответствовала актуальной ситуации клиента, герой метафоры отражал индивидуальные черты и особенности клиента. Однако несмотря на соответствия, важно и сохранить индивидуальность клиента и не растворить его в метафоре.
- эмоциональные метафоры: способствуют более глубокому и целостному пониманию человеком переживаемых чувств и состояний. Основное правило формирования эмоциональных метафор - последовательный переход от спектра отрицательных эмоций к положительному. Переход транслируется терапевтом на уровне 3-х модальностей.
Основные правила формирования метафор
Во-первых, консультанту важно организовать доверительную и безопасную обстановку, способствующую релаксации клиента и возможности максимально полно пропустить метафору через себя.
Во-вторых, консультанту важно владеть своим голосом, тембром, чтобы он был приятным, спокойным и доверительным. Можно использовать специфические речевые конструкции, способствующие погружению человека в особенное состояние, дыхательные техники. Такие особенности характерны больше для ресурсных и эмоциональных метафор, в которых важно воздействие на все 3 модальности.
В-третьих, для формирования успешной и эффективной метафоры консультанту важно обладать представлениями о внутреннем мире клиента, его мировоззренческих, мотивационно-ценностных особенностях. Наиболее важно для работы определить ведущие модальности.
В-четвертых, у консультанта должна быть ресурсная карта клиента - представления о том, что наполняет клиента. Это важно абсолютно для любой метафоры: несмотря на целевые особенности, любая метафора должна по итогу наполнить человека ресурсом.
Общий процесс формирования метафоры выглядит следующим образом: «анализ запроса клиента и его проблемной ситуации -> выбор метафорических персонажей и экспозиции, соответствующих запросу клиента, его специфике и личностным особенностям -> описание кульминационного этапа метафоры, соответствующей конфликтной ситуации -> выход из конфликтной ситуации, обладающий ресурсной составляющей».
Очень важным моментом в метафоре является этап выхода из конфликтной ситуации, он должен содержать в себе поведенческие паттерны, характерные для клиента. Этот момент облегчает идентификацию клиента с этой метафорой и оберегает сам метафорический образ от коннотации совета того, как надо делать на самом деле. Так мы оставляем пространство для решения и ответственности самому клиенту. То есть выход должен содержать обобщенные описания поведения, скорее побуждающие клиента к действию вообще, а не к выбору какого-то конкретного инструмента решения, который предлагается в метафоре. Выход должен содержать ресурс, воспользуясь которым клиент сам определит, как ему поступить.