Душа — это бессмертная субстанция, нематериальная сущность. В соответствии с религиозными и некоторыми философскими учениями в ней выражается божественная природа и суть человека.
Понимание души в Древнем Египте
В IV тысячелетии до нашей эры возникли первые очаги государственности в долинах великих рек (Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ). Одной из самых высокоразвитых цивилизаций в те времена была египетская культура.
Представления египтян о душе составляли сложную мистическую картину. Она неразрывно была включена в общий состав религиозных воззрений. Люди того времени считали, что у простого человека есть 5 отдельных душ:
- Ка,
- Ба (у женщины Хемсут и Бат),
- Ах,
- Шуит (тень),
- Рен (имя).
Считалось, что у богов и владык таких душ было несколько (например, у бога Ра было 7 душ Ба и 14 Ка).
Одна из душ была представлена «двойником» - Ка. Он являлся духовным началом человека, а соединение с ним значило жизнь. Помещения в гробницах, в которых были расположены изваяния, назывались «двором двойника». Для жизни человека после смерти в своей нематериальной сущности, было необходимо сохранить материальную основу в виде тела. Без тела Ка не способен принимать жертвоприношения, не слышит молитв, не видит ритуалов, которые необходимы мертвому в поминальном храме.
Еще одно воззрение заключалось в том, что Ба в лучшем случае блуждает неприкаянной в одном из двух миров. В худшем же положении происходит наступление окончательной смерти. Души всегда связаны с телом, поэтому они не мыслились его частью, существуя вне его.
Ни Ка, ни Ба, ни Имя, ни Тень, ни даже все вместе, не могут заключать в себе суть совокупности человека. В «Текстах пирамид» говорится: «Вот Ба твоя с тобой, Ка твой с тобой». Таким образом, Я человека пребывает как-будто в остатке после перечисленных духовных сущностей, а сами они являются только проявлениями этого Я.
Ба изображали в виде птицы с человеческой головой. Она представляла собой духовного двойника телесного сердца, или же, можно сказать, что сердце заключалось в теле Ба. Для Ба предусматривалось множество функций, определенная доля которых нужна для того, чтобы справиться с опасностями загробного мира.
В нашем мире Ба должна выполнять 2 важнейшие функции: физиологическая (с помощью телесного двойника, сердца) и психическая (между Ба и человеком периодически идет разговор). Когда в результате общения между Ба и человеком происходит нечто ранее неизвестное, то в качестве носителя нового знания начинает выступать не сам человек, а его Ба.
Человек может испытывать испуг, беспомощность и досаду при обращении к Ба, а она молчит. Напротив, когда Ба «ведает пути», когда совет дается и решение состоится, тогда внутри человека осуществляется упорядочение. Действие в этом случае предпринимается после логического рассуждения - египтянин при этом говорил: «Ба посоветовала».
Тень-Шуит представляла собой не просто физическую тень. Она обладала активностью, действенностью, защищала своего владельца, наделяла его жизнеспособностью. В процессе рождения бога или человека, создатели как бы соединяли их с тенью их, а смерть соответственно означала разделение человека и его Тени.
Имя (Рен) становится духовной сущностью только с появлением письменности. Теперь оно получает возможность существовать самостоятельно. Имя человека уже не отражало его связь с родом или племенем, оно в прямом смысле слова было божественно, поскольку связало человека с божеством.
Таким образом, представления о душе в Древнем Египте носили явный отпечаток структурной (функциональной) теории. Они противостояли в этом отношении другой древней системе религиозно-психологических представлений, которая сформировалась в цивилизации Древней Индии.
Представления о душе в Индии
Учения о душе, которые содержались в индийской ведической литературе (начало I тысячелетия до н. э.), а также сформированные на этой основе философско-мистические тексты Упанишад, базировались на принципе существования исходной первоосновы психической жизни. Если усматривать во всем проявление единого мирового закона, то их можно было отнести к древнейшим образцам динамической теории.
Концепция вечного круговорота жизни привела древнеиндийских исследователей к пониманию о закономерном круговороте жизни и смерти человека. Идея о разделении духовного и телесного начала человека, особенно который умер, придает этому круговороту форму переселения душ. Так сформировалось начало характерной для всей религиозно-культурной традиции Индии. Она представляла собой концепцию бесконечной цепи перерождений.
Сущность индийской концепции состояла в том, что смерть являлась просто неким разрывом непрерывности, элементом бесконечного круговорота. За ней рано или поздно следовала новая жизнь или новая форма, которую некогда обретет душа, покинувшая тело.
Такую форму определяла, по воззрениям древнеиндийских философов, карма. Она включала сумму злых и добрых дел каждого индивида. Хорошая карма давала гарантию удачному перерождению, средняя карма давала возможность возродиться примерно в похожем качестве, как ранее. Плохая карма приводила к тому, что в новой жизни человек родится рабом или животным.
Закону кармы подвергаются все, исключая тех, кто отрекся от мирской жизни и стал отшельником. Отшельники могут не возвращаться более к жизни, выпадают из цепи перерождений, оказываются тем самым независимыми от кармического закона.
Древнеиндийские ученые думали, что все, что воспринимается чувствами и находится в постоянном изменении, – не реально. Настоящая реальность скрыта за любыми феноменальными проявлениями внешнего характера. Эта реальность (Брахман) представляет собой у индийцев первопричину мира.
Абсолютная Реальность представлена тремя первоосновами:
- Пространством,
- Движением,
- Законом.
Любое материальное тело представлялось как проявление Пространства, любая энергия была проявлением Движения, а любые закономерности бытия считались проявлением всеобщего Закона.