Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия

Типологизация цивилизаций

Определение 1

Тип цивилизации – это методологическое понятие, которое используется, чтобы разделить культурно-историческое развитие человечества на крупные составные части, которыми можно обозначить ряд специфических особенностей, свойственных многим обществам.

Основой такой типологизации служат четыре критерия:

  • общие фундаментальные черты духовной жизни;
  • общность и взаимосвязанность историко-политической судьбы и экономического развития;
  • взаимопереплетение культур;
  • наличие общих интересов и общих задач с позиций перспектив развития.

Соответственно, на основании этих критериев выделено четыре типа цивилизаций:

  • природные сообщества, или непрогрессивные формы существования;
  • восточные цивилизации;
  • западные цивилизации;
  • современная цивилизация.

Природные сообщества – это непрогрессивная форма существования, представителями которой являются сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единении и гармонии с природной средой. Народы данного сообщества существуют за гранью исторического времени. В общественном сознании этих народов нет понятий о прошлом и будущем, для них есть только текущее время и мифическое, в котором живут боги и души предков. Эти народы настолько адаптированы к природе, что без нее не смогут поддерживать и воспроизводить жизнь. Цель и смысл их существования заключается в том, чтобы сохранить равновесие между человеком и природой, сложившиеся обычаи, традиции, приемы труда, которые не будут нарушать их единство с природой.

Восточная цивилизация – первый тип цивилизации, сформировалась к III тысячелетия до н.э. на Древнем Востоке. В Древнем Китае, Индии, Египте, Вавилоне. К характерным чертам можно отнести:

  • традиционализм – ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальной структуры;
  • низкую подвижность и слабое разнообразие всех форм жизнедеятельности людей;
  • представление об абсолютной несвободе человека, предопределенность всех поступков и действий природными силами, богами и пр.;
  • нравственно-волевые установки на безмятежность, единение с природой, созерцательность, а не на познание и преобразование окружающей действительности;
  • коллективизм преобладает над личностным началом;
  • политическая организация – деспотия;
  • экономический уклад жизни – корпоративная и государственная собственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Западная цивилизация – особый тип цивилизационного развития, состоящий из определенных этапов историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями данного типа цивилизации являются рациональность, свобода, равенство и терпимость, уважение к человеку, как к личности, частная собственность.

Техногенная цивилизация – один из этапов развития западной цивилизации, который сформировался в Европе XV-XVII веков и распространился по всей планете до конца ХХ века. Главное место в техногенной цивилизации отведено научной рациональности с подчеркиванием особой ценности разума и прогрессу науки и техники.

Глобальная цивилизация - современный тип цивилизации, которому характерна возрастающая целостность мирового сообщества, становление единой общепланетарной цивилизации. Глобализация вызвана интернационализацией всей общественной деятельности на планете. Такая интернационализация предполагает, что все человечество на современном этапе составляет единую систему социально-экономических, политических, культурных и прочих типов связей.

Историческое взаимодействие цивилизаций

В истории культуры отмечается несколько наиболее общих принципов межцивилизационного диалога:

  • усвоение прогрессивного опыта, с сохранением межцивилизационных особенностей каждого сообщества и менталитета народа;
  • каждое общество перенимает из опыта других цивилизаций только такие формы, которые могут быть им усвоены в рамках своих культурных возможностей;
  • элементы какой-либо цивилизации, которые будут перенесены на другой субстрат, приобретут ряд новых качеств и свойств;
  • современная глобальная цивилизация не только имеет формат целостной системы, но и несет внутренний многообразный характер.

В межцивилизационном диалоге на современном этапе преобладающим является влияние Запада, а значит, основой диалога являются ценности западной техногенной цивилизации. В последние десятилетия возрастает роль результатов социально-экономического и культурного развития стран востока.

Первая трудность заключается в уникальности исторических явлений. Природные процессы повторяются в своем первозданном виде, а в истории ничего не бывает дважды, ничего не повторяется.

В природе все молекулы веществ имеют одинаковое строение и одинаково себя ведут, распадаясь на кислород и водород под воздействием электрического тока. В обществе нет одинаковых людей, социальных групп или организаций, все они живут по-разному.

Вторая трудность связана с тем, что историю вершат разумные существа, у которых есть свобода воли. В отличие от природы, в которой господствуют стихийные, лишенные сознания и желаний силы, общественную жизнь формируют поступки людей, способных в соответствии со своим желанием совершать или не совершать действий, выбирать ту или иную линию поведения, ставить различные цели и думать о способах их достижения.

При этом обе трудности не говорят о том, что история человечества не подчиняется ни одному закону.

Замечание 1

Уникальность явлений истории хотя и несомненна, но не абсолютна.

В истории бывали случаи, что действия обычного человека существенно влияли на судьбу целого государства. Например, пастушка Жанна Д’Арк, купец Кузьма Минин и пр. Если один простой человек способен оказать воздействие на целое общество, то тем более это станет возможным, когда много рядовых членов общества начнут думать и действовать, объединив свои силы.

Иными словами, нельзя отрицать возможность человека влиять на жизнь общества.

Однако каждый индивид от рождения попадает в социальную реальность, вне зависимости от его желаний. В этой реальности протекает его развитие, формирование индивидуального сознания и формирование его личности.

Люди воспринимают социальную реальность в качестве совокупности объективных условий их жизни – объективны они в том смысле, что выступают перед каждым человеком как данные обществом, вне зависимости от его сознания существующие обстоятельства его жизни.

Сознание любой личности вторично, производно от ее бытия в заданных социальных условиях. Это проявляется в обусловленности желаний и мыслей социальной реальностью. Даже стремление коренного преобразования любого общества и любые проект по его преобразованию вытекают из отражения существующей реальности.

Между историческими событиями также есть ряд объективно обусловленных зависимостей, которые не могут быть изменены никакой свободой воли. Такие зависимости и являются законами истории. Например, не может быть организовано машинное производство в обществе, которое еще не встало на соответствующую ступень в развитии науки и техники.

Объективные законы имеют силу и в духовном развитии общества. Ни один гений не может говорить о философских идеях детерминизма и бесконечности в первобытном обществе. Невозможно сочинить симфонию не зная нотной грамоты и т.д.

То есть, люди могут менять социальную реальность в соответствии со своей волей, но только в пределах, обусловленных объективными законами природы и общества.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис