Представление как психический процесс
Представление - это психический процесс формирования образа предмета или явления, которые не даны нам непосредственно в данный момент, но в нашем опыте они уже были.
Представление неразрывно связано с процессами ощущения и восприятия, на их основе формируются первичные образы объектов и явлений, то есть получаемые в непосредственном контакте в этими объектами и явлениями. И уже на основе первичных образов, формируются вторичные образы представления (без присутствия данных объектов и явлений в непосредственном опыте).
Вторичные образы представления могут быть следующих видов:
- образы представления памяти: извлекаются объекты или явления из памяти и актуализируются
- образы представления воображения: актуализируются творчески переработанные или созданные образы
- образы представления сновидений: актуализируются образы из снов, сны - это продукт психики
- образы псевдогаллюцинаций и истинных галлюцинаций: для псевдогаллюцинаций характерно ощущение того, что то, что происходит нереально, но кажется очень реальным
Для вторичных образов характерны следующие особенности:
- Взаимообособляемость фигур и фона: в образе представления возможно отделить фигуру от фона и его деталей. Образы восприятия же характеризуются слитностью.
- Панорамность: на образ представления можно посмотреть с разных точек зрения, а образ восприятия отличается какой-то одной точкой.
- Потеря абсолютных величин: в образе представления отсутствуют точные детали и величины.
- Преобразование геометрической формы образа в схему: в образе представления все тонкости геометрических форм объекта опускаются, остается лишь только соотношение и расположение структур относительно друг друга.
- С точки зрения временных параметров, формируются сдвиги в отражении длительности, появляется большая точность в отражении последовательности, и также проявляется панорамность времени (ощущение одновременности явлений).
- Образы представлений фрагментарны и хаотичны (отсутствие целостности), неустойчивы, обобщены.
Представления играют большую роль в развитии мышления, позволяя переходить от сенсомоторного уровня интеллекта к наглядно-образному, то есть интериоризировать двигательные схемы в символьную форму, что повышает уровень абстракции мышления.
Развитие образной сферы
Образная сфера ребенка развивается благодаря тому, что сначала он учится актуализировать образ представления (с помощью речи взрослого), удерживать его в сознании.
Затем ребенок начинает манипулировать этим образом: вращать его, разделять, перемещать. И наивысшим уровнем развития образной сферы является способность ребенка к трансформации вторичного образа - перестраивании его.
Способность актуализировать образы представлений появляется после 1,5 лет с развитием наглядно-образного мышления.
Способность локализовать образы представлений по-разному, помещать их в непривычном формате или вращать появляется только после 7 лет, когда преодолевается эгоцентрическое мышление ребенка.
Способность к трансформации образа представления появляется с 11 лет, когда развивается формальное мышление и появляется способность к абстрагированию.
Развитие образной сферы является переходным этапом для развития процесса воображения. Фантазирование с опорой на объект является начальной точкой для фантазийного образа. Через трансформацию вторичного образа ребенок учится перестраивать его так, чтобы формировался абсолютно новый образ.
Воображение как психический процесс
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе имеющихся образов восприятия и представлений.
Воображение осуществляется через актуализацию вторичных образов представлений (памяти, снов и т.д.), которые затем распадаются, реструктурируются и собираются в новые образы, то есть происходит сочетание ранее несочетаемых связей.
Большую роль в развитии воображения играет память, так как именно она является основным кладезем образов, которые впоследствии будут трансформироваться.
Воображение как процесс очень тесно связано с мышлением, а именно, опережающим мышлением и планированием: благодаря способности формировать образ чего-то нового, человек имеет возможность формировать образ желаемой цели, а соответственно и планировать свою деятельность.
Наряду с мышлением, серьезную роль в развитии воображения играет речь, а именно ее символьная функция, выражающаяся в понятиях. Потому что для того, чтобы переструктурировать имеющийся образ объекта, нужно понимать, к какому понятию он относится, и каковы его сущностные свойства. Так как именно за счет перестройки сущностных свойств объектов формируются совершенно новые объекты.
Классификацию видов воображения формируют на основе степени их произвольности:
К видам активного или произвольного воображения относят:
- воссоздающее воображение: работает с имеющимися образами представления для того, чтобы воссоздать его как можно ближе к оригиналу
- творческое воображение: работает на основе имеющихся образов представления, но изрядно трансформируя их и добавляя очень много новых, ранее не имевшихся в образе, деталей
- мечты: это работа по созданию образов, ориентированных в будущее
К видам непроизвольного или пассивного воображения относят:
- преднамеренное пассивное воображение - это грёзы, свободно фантазирование на какую-то тему без конкретной цели для этого
- непреднамеренное пассивное воображение - сны, полудрёма, галлюцинации (реализуется при ослабленной активности сознания)
Таким образом, воображение - это творческий инструмент решения задач различного спектра, от технических до художественных, и основная его особенность - это реструктуризация имеющегося материала для формирования нового.