Потребность как предмет
Потребность – это внутреннее состояние нужды организма в чем-либо.
Иногда бывает иногда и так, что нужды нет, а потребность есть.
Субъектом предмет потребности обычно не отражается, в субъективном опыте он представлен мотивом, который биологически связан с предметом потребности. Некоторые специалисты и, в частности В.Г. Лежнев, считают, что потребность – это предмет, который отражается в сознании человека и может удовлетворить его нужду.
Если даже в общих чертах потребность не предполагает того, что её можно удовлетворить, то и потребности как психологической реальности, не существует. Образ предмета и сам предмет многими авторами считается потребностью, в этом случае она как бы выходит за пределы субъекта. В подобной точке зрения отражается бытовое понимание потребности, на уровне того, когда человек, например, говорит, хочу много денег, хочу хлеба и др.
Существует множество примеров того, когда нелогичность принятия предмета удовлетворения потребности принимают за саму потребность. Это говорит о том, что потребность и предмет, её удовлетворяющий, поменяли местами.К тому же совершенно разные предметы могут удовлетворять одну и ту же нужду. В том случае, если данные предметы принять за потребности, тогда одна и та же нужда сразу превратится в несколько опредмеченных потребностей. На самом же деле речь должна идти о том, что одна потребность может быть удовлетворена разными средствами – И.А. Джидарьян рассматривает их как цели.
Ряд психологов рассматривает предметы как средство развития потребностей, которое происходит в результате изменения круга предметов, их удовлетворяющих.
Таким образом, получается, что от количества предметов, окружающих человека, будут зависеть его потребности, т.е. чем их больше, тем больше будет и потребностей.
По всей вероятности, речь должна идти не о появлении новых потребностей, а об обогащении способов и средств удовлетворения потребности. Поиграв с игрушкой, например, ребенок бросает её и берет другую и это не означает, что потребность в игре исчезла, просто ему надоело удовлетворять потребность при помощи этого предмета, и он возьмет новую игрушку. Или, наличие богатой домашней библиотеки, не вызывает у детей желания прочесть книги, а чтобы ребенок попробовал новый для него фрукт, его надо уговаривать. Это говорит о том, что потребностная сфера человека развивается не потому, что ему предъявляются какие-то новые предметы.
Поскольку потребность, соответствующая этим предметам отсутствует, то и желания иметь их, тоже нет. Возникает вопрос, почему не только на уровне бытового сознания, но и сознания специалистов-психологов предмет отождествляется с потребностью.
А. Н. Леонтьев отмечает, что до первого удовлетворения потребность ещё «не знает» своего предмета, его надо найти и запомнить. А поэтому потребности младенцев не связаны с предметами. Свою потребность они выражают плачем и беспокойством.
По мере того, как ребенок начинает узнавать предметы, с помощью которых он получил удовольствие, образуется и закрепляется условно-рефлекторная связь между потребностью объектом её удовлетворения и образом.
В стереотипных ситуациях вместе с появлением и осознанием нужды, возникает образ предметов, которые эту потребность удовлетворили. В некоторых случаях, например, в какой-либо неопределенной ситуации, связь потребности с предметом её удовлетворения может отсутствовать. Человек чувствует, что чего-то недостает, но не знает, чего именно или, возможно, неправильно представляет предмет потребности.
Потребности и мотивы
К потребностной сфере человека относятся:
- желания,
- влечения,
- стремления.
Российский психолог А.Н. Леонтьев рассматривает потребность как необходимую объективную необходимость организма в чем-то внешнем, например, организм новорожденного уже ориентирован на потребление – пищевая потребность.
У потребности в широком смысле слова есть свой предмет – «Благо», что является предметным содержанием потребности.
По Леонтьеву потребность – есть состояние нужды организма в предметном содержании.
Им было введено понятие «объём потребностей», который показывает, какое количество благ необходимо для удовлетворения потребностей. Этот объем может быть постоянным и актуальным. Если постоянный объем существует всегда, то актуальный возникает при дефиците благ.
Анализировать потребности психологи начинают, когда они представлены в психике человека в виде эмоций, потому что они являются психическим отражением актуального состояния потребности.
Когда потребности удовлетворить невозможно, возникает негативное эмоциональное состояние. По мнению П. В. Симонова, эмоции вызываются неудовлетворенной потребностью.
Подлинные потребности могут быть опасны и могут отличаться от тех, которые проникают в психике.
Когда потребность находит свой предмет, тогда происходит опредмечивание. А ситуация, когда потребность есть, а предмета нет, характеризуется общей, не направленной активностью, широким спектром возможных благ при наличии ключевых раздражителей и наличием негативного эмоционального состояния.
После опредмечивания происходят радикальные изменения в деятельности – появляется направленная активность и резкое изменение возможных благ, а также предмет потребности аффективно закрепляется и направляет деятельность.
А.Н. Леонтьев считает, что предметом потребности и предметом деятельности выступает мотив.
Предмет потребности и мотивы
Формы предмета потребности различны, и на биологическом уровне это может быть любая составляющая природы, необходимая для организма.
На общественном уровне в качестве предмета потребности выступает продукт трудовой деятельности и любое социальное образование.
Функция предмета потребности, прежде всего, выражает предметную направленность, потребность всегда предметна и её функционирование раскрывает предметное содержание, являющееся конкретным предметом, который должен быть потреблен строго определенным образом.
Предмет потребности на биологическом и социальном уровне отличается принципиальной ограниченностью биологической формы движения материи.
Потребность возникает вначале как чисто энергетический импульс, который побуждает к поисковой деятельности, а она, в свою очередь, приобретает статус мотива, когда предмет потребности четко обнаруживается.
Рисунок 1. Соотношение потребности, мотива и цели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Потребности и мотивы имеют между собой многозначную связь – одна потребность может активизироваться через многие мотивы, так же как за одним и тем же мотивом могут быть различные потребности.
Мотив рождается в процессе опредмечивания и определяется как предмет потребности. Типичным признаком мотива является множество действий, собирающихся вокруг одного предмета.
Таким образом, мотив – это то, ради чего совершается действие.
Мотивы делятся на два уровня:
- мотивы сохранения,
- мотивы достижения.
В своей жизни человек чаще всего использует мотивы сохранения и его активность направлена на то, чтобы не потерять уже созданное.
Мотивы достижения для получения желаемого требуют от человека постоянной активности.
Основные виды мотивов включают шесть составляющих:
- внешние мотивы, связанные с потребностью приобрести что-то новое;
- внутренние мотивы, возникающие внутри самого человека;
- положительные мотивы, в основе которых лежат положительные подкрепления;
- отрицательные мотивы, отталкивающие человека от свершения ошибки;
- устойчивые мотивы, в основе которых лежит нужда человека;
- неустойчивые мотивы, требующие постоянного подкрепления.
Данные виды мотивов выполняют три основные функции:
- заставляют человека действовать;
- определяют направление деятельности;
- контролируют и поддерживают деятельность человека с учетом достижения поставленной цели.
Таким образом, мотив соответствующей деятельности рождается в акте опредмечивания потребности. Мотив – это предмет деятельности и предмет потребности. Потребность, в свою очередь, вызывает активность, которая находит свой предмет и, в результате, появляется деятельность. Результатом активности является опредмечивание.