Цифровизация: основные достоинства и ограничения для образования и воспитания
Цифровизация и повсеместное внедрение Интернета - это современная реальность, к которой каждый из нас адаптируется, чтобы развиваться и реализовывать свои способности. Но что более важно, современные дети, которые родились уже в то время, когда Интернет есть везде, имеют гораздо более специфических среду для развития, воспитания и социализации личности.
Психологические исследования говорят о том, что около 92 % подростков активны в социальных сетях, из них подростки среднего и старшего возраста (13-17 лет) являются наиболее активными пользователями. Работы коллег из США говорят о том, что активность российских подростков в Интернете гораздо выше, чем их сверстников из Европы и США.
Таким образом, очевиден уже тот факт, что цифровая среда является естественной для современных детей и подростков особенно.
Психологи в образовании уже констатируют глубокий разрыв и сложность в воспроизведении традиционных методов обучения и воспитания в условиях глобального цифрового пространства.
В таком ключе, необходимо делать упор в педагогических моделях на цифровое содержание - включать различные интерактивные моменты, совместно использовать Интернет на занятиях как ресурс для развития. Однако это наталкивается на преграду неопределенности, личных педагогических убеждений и страхов.
В большинстве своем, Интернет и различные сетевые коммуникации рассматриваются в общественном контексте, особенно в образовательной среде, с негативных точек зрения: как фактор антисоциального и суицидального поведения, формирования агрессивного поведения и компьютерной зависимости.
Хотя исследования последнего десятилетия все больше ставят акцент на том, что нет такой однозначно негативной коннотации во влиянии Интернета на развитие и социализации ребенка, во всяком случае, оно проявляется в комплексе других факторов: семейной ситуации, стиля воспитания, экономических факторов.
Исследования особенностей воспитания в условиях цифрового пространства выявляет определенную перспективность сетевого ландшафта для реализации воспитательных задач, довольно активно обсуждаются достоинства и недостатки онлайн обучения, использования технических средств и гаджетов как инструментов образовательного процесса.
Многие зарубежные исследователи отмечают, что помимо самой технологической стороны образования и воспитания, сетевое пространство более кардинально влияет на изменения организационной культуры образования: формируются новые практики коммуникации, расширяются возможности взаимодействия между учениками, родителями и педагогами.
Особенности образовательной и воспитательной среды в информационном пространстве
Школа перестает быть основным источником получения знаний в силу того, что Интернет является более разнообразным и доступным информационным пространством. В том числе, девальвируется роль учителя как носителя этих актуальных знаний, он перестает быть авторитетом, и выступает скорее как наставник, направляющий образовательный процесс.
В целом, информационная среда подростка является более насыщенной: его окружают всевозможные уведомления, обновления, чаты и мессенджеры, видео, музыка и т.д. Такая информационная перенасыщенность влияет на то, что школа теряет свои позиции и на интерактивно-коммуникативном уровне: привлекательность школьной жизни снижается в сравнении с общением и развлечениями в сети.
Социализация личности подростка также трансформируется: появляется новый вид идентичности - виртуальная идентичность, которая является уже продолжением совокупности всех реальных идентичностей. В виртуальном пространстве человек вступает в среду анонимизации, снижения личной ответственности и уровня коммуникативных барьеров, и как следствие снижается уровень безопасности в общении. Однако, это раскрывает и возможности для самовыражения, более открытого общения, позиционирования себя, кем угодно. Но важно понимать, что использование цифрового пространства как единственно возможного места для самовыражения и общения - это неконструктивный путь цифровой социализации. Сеть должна выступать как инструмент личностного расширения, но не как единственно возможная реальность.
Воспитание также претерпевает свои изменения - цифровое пространство становится равноправным институтом воспитания, как семья и школа. Однако это воспитание происходит в условиях высокой мультинормативности и ситуативной изменчивости: ребенок может состоять в разных Интернет-сообществах, в которых существуют различные нормы и принципы.
Вся это мультикультурность входит в конфликт с имеющимися каноническими принципами и нормами, регламентирующими поведение в обществе.
В связи с этим, многие педагоги (чаще всего более молодые) сами уже выходят в пространство социальных сетей, заводят в них профессиональные профили (в TikTok, YouTube), где они также реализуют себя как педагогов на более доступном языке и в более приемлемом для детей формате. Родители также реагируют на действующие изменения: они также выходят в пространство Сети, где создают групповые чаты родителей, обсуждают актуальные проблемы.
Таким образом, воспитание и образование в условиях сетевого пространства влияет на всех его субъектов: детей, родителей и педагогов.
Основные направления работы
Факт цифровизации и повсеместной трансформации привычных способов воспитания и образования является очевидным, и довольно неконструктивно его отрицать или пытаться игнорировать.
Поэтому важной частью успешного воспитания и образования современных детей является просвещение родителей и педагогов. Поскольку сопротивление и отрицание достоинств цифровой культуры не позволит детям развить свои способности.
Основной вектор воспитания и образования в таких условиях - это создание установки на продуктивное использование Интернета, формирование безопасной и конструктивной культуры взаимодействия и взаимоотношений в Сети (digital-культура).
Поскольку современные дети рождены уже в очень развитой digital-среде, они обладают определенными особенностями - детям очень сложно интегрироваться в те образовательные и воспитательные процессы, в которых нет элемента цифровизации. Соответственно в образовательном и воспитательном процессе имеет смысл реализовывать совместное использование цифровых ресурсов.
Кроме того, современные дети обладают высокой степенью подвижности (клиповости) мышления, что с одной стороны, говорит о неустойчивости и отсутствии концентрации, но с другой стороны - о возможности работы в режиме многозадачности. Поэтому реализация сетевой проектной деятельности вполне способна отвечать таким особенностям: это учебно-познавательная и творческая деятельность, которую дети реализуют в команде с использование цифровых технологий.
Склонность к компьютерным играм формирует у детей achieve-логику, которая отражает следующие склонности: достижение определенного уровня при следовании определенным правилам, возможность возобновить игру. При такой особенности довольно успешным форматом обучения являются квесты, геймификация обучения (погружение воспитательной задачи в формат квеста в реальной жизни).
Кроме этого, для нового поколения характерно стремление к активной жизненной позиции, трансляции собственных ценностей. Поэтому для его представителей оптимальным вариантом будет волонтерская деятельность, развивающая навыки общения, умения работать в группе.
Таким образом, цифровизация в образовании и воспитании - это уже естественный процесс, и важной частью успешной адаптации к нему является принятие родителей и учителей, понимание того, что это те условия, в которых современные дети рождены, они уже обладают иными личностными качествами, которые нужно развивать, а не блокировать.
Однако внедрение цифровых технологий не должно быть самоцелью, оно должно сообразовываться с основными и базовыми ценностями воспитания.