Детская тревожность – это патологическое состояние психики, при котором ребенок испытывает постоянное чувство тревоги, вне зависимости от внешних условий.
Основные причины детской тревожности
Ни один из родителей не желает, чтоб его ребенок был тревожным. Однако, зачастую именно родители, точнее их поведение по отношению к ребенку и предъявляемые требования, выступают основным источником возникновения детской тревожности.
Одной из наиболее распространенных причин возникновения детской тревожности, является завышенное требование к ребенку со стороны родителей. Ребенок не в состоянии удовлетворить данные требования, но при этом он всячески стремится угодить родителям, добиться их уважения и расположения. Но потерпев одну за одной неудачи он начинает понимать, что никогда ему не стать таким как хотят его папа и мама. Все это приводит к тому, что ребенок принижает сам себя, у него занижается самооценка и уверенность в собственных силах. В совокупности все данные негативные проявления приводят к проявлению детской тревожности.
Детская тревожность отрицательно сказывается на развитии у ребенка творческих способностей, мешает установлению эффективных взаимоотношений с окружающими людьми.
Еще одной причиной возникновения детской тревожности является состояние длительного конфликта, который может быть вызван:
- Требованиями со стороны взрослых, которые могут поставить ребенка в зависимое положение или вовсе унизить его.
- Завышенными или неадекватными требованиями к ребенку.
- Противоречивыми требованиями к ребенку со стороны окружающих его взрослых (педагогов, родителей и т.д.).
Детская тревожность также может быть вызвана и тем, что родители сами постоянно находятся в тревожном состоянии, которое постепенно передается и ребенку. Тревожность родителей не дает ребенку уверенности, в связи с чем, он находится в ежедневном ожидании неудачи, очень остро реагирует на свои ошибки и промахи.
Излишняя опека со стороны родителей, может сформировать у ребенка ощущение собственной беспомощности и беззащитности, что в итоге приведет к возникновению тревожности.
Для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие детской тревожности, а также снизить ее уровень, в случае, если она уже есть у ребенка, окружающие его взрослые должны быть последовательны в своих действиях. Недопустимо возникновение семейных разногласий в вопросах воспитания ребенка и требований к нему. Кроме того, очень важен единый подход по вопросам воспитания, обучения и развития, между родителями и педагогами.
Рекомендации родителям по вопросам преодоления детской тревожности
Помощь тревожным детям необходимо оказывать в 3-х направлениях:
Повышение самооценки ребенка. Необходимо хвалить ребенка за его успехи, даже если они небольшие. Важно, чтобы ребенок знал и понимал, за что именно его хвалят. Ни в коем случае нельзя сравнивать личностные качества ребенка с другими детьми. В случае, если результат какой-то деятельности ребенка неуспешный, то необходимо сравнивать с предыдущими, более успешными результатами самого ребенка, а не с результатами других детей. Следует принимать ребенка таким, какой он есть.
Обучит ребенка разнообразным способам по снятию эмоционального и мышечного напряжения. В случае, если у ребенка имеется тревожность, то чаще всего она проявляется в виде мышечных зажимов живота, лица или шеи. Для того, чтобы снизить уровень данных зажимов, ребенка следует обучить релаксационным упражнениям, самомассажу и даже простому растиранию тела, с целью снижение мышечного напряжения.
Овладение ребенком навыками самообладания в разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в травмирующих. В случае, если у ребенка отмечаются признаки тревожности, но он не говорит или не хочет говорить о причинах их возникновения, то взрослому необходимо обыграть данную ситуацию и в игре выяснить причину и установить основные симптомы тревожности. В игре взрослый может понять ребенка, а ребенок может усвоить, как следует себя вести в той ситуации, которая вызывает у него трудности и является причиной возникновения тревожности. Кроме того, если в процессе игры поменяться ролями, то ребенок сможет посмотреть на ситуацию «со стороны» и понять ее.
Практические рекомендации детям и родителям по профилактике детской тревожности
К числу профилактических мер можно отнести ряд следующих правил:
- Необходимо понимать тревогу ребенку, осознавать и принимать, что он имеет на нее право. Для этого следует интересоваться жизнью ребенка, его чувствами, мыслями и страхами, выстраивать доверительные отношения и совместно искать выход из сложных ситуаций.
- В случае, если ребенок по разным причинами длительное время не посещал детский сад или школу, нужно сделать его возвращение максимально комфортным психологически и эмоционально.
- Не нужно стремиться в сложных ситуациях сделать все за ребенка, важно дать ему возможность самому принять решение и найти правильный выход.
- Необходимо заранее подготавливать ребенка к тревожным и сложным жизненным ситуациям.
- Следует совместно с ребенком обсуждать сложные ситуации, в качестве примера рассказывать случаи из своей жизни.
- Надо искать совместно с ребенком положительные моменты и стороны в любой ситуации.
- Необходимо научить ребенка ставить перед собой цели и достигать их.
- Надо учить ребенка самостоятельно эмоционально и физически расслабляться.
- При общении с ребенком нужно не подрывать его авторитет среди сверстников и окружающих людей.
- Надо быть последовательным в своих действиях, не ставить запретов без объяснения причин.
- Следует учитывать возможности ребенка, его потребности и способности, не требовать от него того, что он не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается что-то, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забыть похвалить.
- Надо доверять ребенку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.