Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоциональные проблемы детей после развода родителей. Пути стабилизации системы взаимоотношений в семье

Все предметы / Психология / Эмоциональные проблемы детей после развода родителей. Пути стабилизации системы взаимоотношений в семье
Определение 1

Развод — это официальное прекращение (расторжение) действительного брака.

Особенности переживания постразводной ситуации детьми разных возрастов

Эмоциональные переживания ребенка, связанные с разводом родителей во многом определяются его возрастом. В психологии, с целью изучение специфики эмоциональных проблем у детей, в результате развода родителей, принято подразделять их на три возрастные группы: грудной, дошкольный и подростковый.

Особенности грудного возраста заключаются в том, что ребенок находится в тесном симбиозе с матерью, в этой связи его эмоциональное состояние напрямую зависит от эмоционального состояния матери. В ходе развода возможны две ситуации развития событий, которые по-разному оказывают влияние на эмоциональное состояние ребенка. Так, если мать чрезмерно сконцентрирована на разрыве с супругом, уделяет спорам и выяснению отношений с ним много времени, то ребенок остается обделенным, ему не хватает материнской заботы и внимания. Либо же напротив, мать стремится отвлечься от трудной жизненной ситуации и уделяет все свое внимание ребенку. В этом случае она проявляет по отношению к нему гиперопеку.

Дети дошкольного возраста переживают развод родителей очень тяжело, так как для них он является нарушением привычной семейной структуры. Ребенок вынужден менять свое отношение к родителям в другую сторону, в связи с чем, постепенно детская привязанность можете перерасти в конфликт с родителями или одним из родителей.

Так, у детей младшего дошкольного возраста, эмоциональные проблемы выражаются в виде расстройства сна, пугливости, снижения познавательных процессов, появление неряшливости и неопрятности во внешнем виде. Особенно тяжело дети в этом возрасте переживают вынужденное расставание с матерью.

Эмоциональные переживания у детей среднего дошкольного возраста выражаются в проявлении повышенной агрессивности, тревожности, переживания чувства утраты. Порой дети испытывают чувство вины за расставание родителей.

Дети старшего дошкольного возраста испытывают чувство тревоги, которое выражается в агрессии, неугомонности и раздражительности. Это связано с тем, что ребенок 5-6 лет уже способен достаточно четко представить последствия развода.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенно остро переживают развод родителей дети подросткового возраста. Отрицательно развод сказывается на формировании самооценки ребенка. Связано это с тем, что в данном возрасте детям необходимо как женское воспитание, так и мужское, вне зависимости от пола ребенка. В случае, если ребенок остается с кем-то из родителей, то у него отсутствует один из типов воспитания (мужской иди женский), соответственно это негативно сказывается на формирование личности подростка и представлений у него о полах и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

Значимость подготовки ребенка к разводу родителей

Основной эмоциональной проблемой любого ребенка, вне зависимости от его возраста, является то, что он испытывает страх потерять любовь и заботу того родителя, который уходит из семьи. Для того, чтобы предотвратить возникновение эмоциональных проблем у детей после развода родителей, необходимо их предварительно психологически подготовить.

Психологические рекомендации по подготовке ребенка к предстоящему разводу родителей:

  1. Недопустимо держать процесс развода от ребенка в тайне, так как скрытая информация лишь многократно увеличивает тревогу и неопределенность положения.
  2. Четко и ясно дать понять ребенку, что даже после развода родители будут продолжать его любить и заботиться о нем, они навсегда останутся его родителями. Ребенок должен понять, что расстаются родители, а не он с кем-то из родителей.
  3. Разговор о предстоящем разводе должны проводить оба родителя. Это придаст ребенку уверенность в собственной ценности и значимости, а также он утвердится, что родители его по-прежнему любят и заботятся о нем.
  4. Ни в коем случае не допустимо оказывать на ребенка давление, стремиться чтобы он принял сторону одного из родителей, в случае если развод сопровождается разногласиями. Необходимо предоставить ребенку возможность выбора, с кем из родителей он останется.
  5. В случае, если в семье несколько детей, то необходимо очень осторожно подходить к вопросу с кем останутся дети, можно ли их разлучать. Если дети очень привязаны друг к другу, то в случае разлуки, стрессом послужить не только расставание с родителями, но и расставание с братом или сестрой.
  6. Ребенок должен иметь возможность свободно обсуждать вопросы, связанные с разводом. Это необходимо для того, чтобы не было недоговоренностей, и ребенок был уверен в том, что в дальнейшем его не ждут еще более сильные потрясения.
  7. Постараться как можно меньше менять образ жизни ребенка. По возможности оставить его в том же детском саду или школе. Это важно для ребенка, так как сохранение контакта с педагогами и сверстниками позволит ему сохранить свои интересы и не изменит его жизнь слишком кардинально.

Основные направления психологической помощи детям в ситуации развода родителей

К основным направлениям психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей относят разнообразные методы, среди которых можно выделить следующие:

  1. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на ребенка, посредством использования игры.

    Популярность и эффективность данного метода обусловлена тем, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует установление доверительных взаимоотношений с партнерами по игре, помогает снять напряженность, тревогу и страх, проверить свои способности в разнообразных ситуациях. Во время игровой терапии ребенку предоставляется возможность показать свои негативные установки, касающиеся развода родителей, выразить свое отношение к складывающейся ситуации, посмотреть на нее со стороны, проанализировать и понять свои чувства.

  2. Арт-терапия – это метод, основой которого являются различные творческие занятия, способствующие самовыражению и самопознанию.

    Особенность арт-терапии заключается в том, что она «сталкивает» между собой сознательное и бессознательно, тем самым «примиряя» их между собой. Занимаясь творчеством, дети успокаиваются, осмысливают сложившуюся ситуацию, разбираются в своих чувствах и эмоциях.

  3. Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Замечание 1

В целом, ситуация развода в семье относится, без сомнения, к одной из самых психотравмирующих в жизни детей и использование разнообразных методов, описанных выше помогает нивелировать негативные проявления у ребенка.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анжелика Ивановна Иванова

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис