Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности интеллектуального развития подростков по Ж. Пиаже

Все предметы / Психология / Особенности интеллектуального развития подростков по Ж. Пиаже
Определение 1

Ж. Пиаже — это выдающийся психолог и философ из Швейцарии. Он является создателем теории когнитивного (интеллектуального) развития детей и подростков, основателем школы генетической психологии и теории познания в Женеве (генетическая эпистемология).

Работы Пиаже и его вклад в науку

Если обратиться к роли концепции и работ Ж. Пиаже для мировой психологии, то можно привести характеристику, которую дала Л. Ф. Обухова: «Вклад Пиаже — это высочайшее достижение психологии 20 века. Известен парадокс, в соответствии с которым авторитет исследователя лучшим образом определяет то, насколько он затормозил развитие науки в своей сфере. Современная иностранная психология детского мышления буквально была заблокирована идеями Пиаже».

Ученые считают, что большая часть исследований относится к уточнению эмпирических фактов. Практически нет работ, которые были бы посвящены анализу его теории. Известно огромное число интерпретаторов Пиаже, но никто из них не смог вырваться за рамки выработанной им системы. Если пользоваться соответствующими методами, то факты, полученные Пиаже, могут быть воспроизведены любым исследователем.

Замечание 1

Ж. Пиаже разработал и экспериментально подтвердил теорию стадиального развития интеллекта, начиная от рождения и заканчивая периодом ранней юности (15 - 17 лет). Вклад этого ученого в психологию заключается в осуществлении глубокого анализа когнитивного развития ребенка.

Развитие интеллекта по Ж. Пиаже

Концепция Пиаже основана на опыте действий ребенка с предметами. Изначально для этого предусмотрен материальный (реальный) план, а затем — идеальный (мыслительный). Обеспечение познания объекта происходит через действия с ним:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Хватание,
  • Ощупывание,
  • Сравнение с другими объектами,
  • Соединение с объектом,
  • Перемещение и т.д.

В итоге производится формирование схем действия, где сохраняется то общее, что повторилось через действия в различных ситуациях. В ходе развития схемы действия превращаются в операции (так называемые интериоризированные структуры внутренних действий). Осуществление развития интеллекта, как доказали исследования Пиаже и его соратников, производится по этапам, каждый из которых можно характеризовать некоторой качественно отличной операциональной структурой.

В связи с вышесказанным теорию автора считают операциональной. Он выделял 4 стадии интеллектуального развития. Они были соотнесены с определенным возрастным этапом:

  1. Сенсомоторная (от рождения до 1,5 – 2 лет) стадия, когда происходит познание мира с помощью разных действий (рассматривание, хватание, кусание, сосание). В основе мыслительных функций лежит работа органов чувств и движений тела. Это начинается с простейших рефлексов и заканчивается сложными видами поведения.
  2. Дооперациональная (2 – 7 лет) стадия, на которой ребенок формирует понятия и начинает пользоваться словами. Здесь дети имеют ограниченные представления о причинах и следствиях, испытывают большие трудности, классифицируя события или объекты.
  3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 – 12 лет), когда ребенок начинает логически мыслить и делит объекты в соответствии с признаками. Он начинает оперировать математическими понятиями, применяя данные операции к воображаемым или реальным событиям. Начало использования логики.
  4. Стадия формальных операций (от 11 – 12 лет), на которой ребенок проводит анализ решения логических задач абстрактного и конкретного содержания. Уже происходит систематическое обдумывание собственных возможностей, планирование будущего, воспоминание прошлого, рассуждение метафорами.

Последовательность стадий интеллектуального развития подростков по Ж. Пиаже

Особенности интеллектуального развития подростков по Пиаже можно рассматривать с помощью стадий, формирование которых происходит в результате активного взаимодействия подростка и объектов окружающего мира. Каждый из этапов основан на достижениях предшествующего этапа. С его же помощью производится подготовка последующего этапа.

Последний этап формальных операций, который был рассмотрен ранее, относится именно к подростковому возрасту. Он состоит из 2 этапов. Первый из них заключается в практически полноценном овладении формальными операциями. Он начинается примерно в 11 — 12 лет и заканчивается в промежутке между 14 и 15 годами.

В этот период подросток получает способность решить несколько задач на уровне формальных операций (осуществление логических выводов, доказательство некоторых утверждений). Тем не менее, все перечисленные умения еще весьма нестойки, систематически их использовать подросток еще не умеет. Применение возможности овладеть формальными операциями чаще всего бывает случайным, непроизвольным. Данная стадия является по этой причине подготовительной для формирования второго этапа.

На втором этапе происходит практически полное овладение формальными операциями. Он характерен для подросткового возраста старше 14 — 15 лет. Именно в это время можно говорить, с точки зрения Ж. Пиаже, о мышлении подростков, которое приобрело все черты логического, научного мышления (высший уровень развития мышления, по мнению автора теории).

Подросток на этой стадии начинает овладевать способностью построения теории достаточно высокого уровня обобщения. Он уже может проверять их, использует при этом инструменты индукции и дедукции. Дети открывает возможности рефлексивного анализа собственных мыслей, могут уже критическим образом относиться не только к результатам своих рассуждений, но и к процессу их получения.

В соответствии с концепцией Ж. Пиаже, в течение всего подросткового возраста постепенно формируется высшая (и заключительная) стадия интеллектуального развития. Подростковое мышление уже становится мышлением взрослого человека, которое радикально отличается от мышления ребенка. При этом автор концепции отдельно подчеркнул, что не любой подросток и взрослый способен достичь этого уровня, многие же из тех, кто достигает его, далеко не всегда его используют.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис