Профессиональная пригодность — это соответствие личных психологических и физиологических качеств, профессиональных навыков и знаний работника требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности.
Понятие профпригодность
Профпригодность (пригодность профессиональная) предопределяет возможность заниматься конкретной трудовой деятельностью. Она отражает особенности процесса выбора будущей профессии с опорой на диагностику и прогнозирование возможностей человека. Благодаря правильно определенному направлению деятельности человек получает возможность успешно освоить профессию и эффективно в ней работать.
Пригодность к профессии предполагает развитие системы профессионально значимых качеств (происходит формирование человека в качестве профессионала). Оценка и формирование профпригодности — это элементы единой системы в виде подготовки специалиста к трудовой деятельности.
Формирование профпригодности
Процесс формирования профпригодности, включая ее развитие на пути профессионализации субъекта деятельности, должен проходить посредством нескольких этапов. Он включает:
- Трудовое воспитание и обучение,
- Профессиональную ориентацию,
- Профотбор,
- Профессиональную подготовку,
- Адаптацию,
- Профессиональную деятельность,
- Профессиональную реабилитацию.
Трудовое воспитание и обучение происходит через подготовку к труду и выбор профессии. У ребенка воспитывается любовь к труду в процессе овладения простыми орудиями и способами труда.
Профессиональная ориентация заключается в помощи в выборе профессии. Это происходит посредством профессионального просвещения, консультаций, коррекции профессиональных планов. Профотбор представляет собой определение степени пригодности людей к некоторому виду деятельности. Он происходит путем сопоставления личных особенностей и требований профессии.
Для профессиональной подготовки характерно обоснование рекомендаций к программам, методам и средствам обучения и тренировок. Она помогает освоить объективные методы и критерии оценки уровня профессиональной подготовленности.
В состав профессиональной адаптации входит разработка средств, методов и критериев оценки. Она помогает определить особенности приспособления человека к содержанию и условиям конкретных видов деятельности с обоснованием рекомендаций по ускорению данного процесса.
Профессиональная деятельность предназначена для обеспечения рациональной организации (регламентации) содержания, условий трудовой деятельности. Она требуется для охраны здоровья, высокой эффективности, безопасности труда, профессионального совершенствования.
Профессиональная аттестация представлена периодической оценкой профессиональной квалификации. Она требуется для определения соответствия занимаемой должности, помогая обосновать рекомендации по должностным назначениям, перемещению, направлению на переподготовку и обучение.
Профессиональная реабилитация представляет собой восстановление функционального состояния психики и организма человека после напряженной деятельности, перенесенного заболевания.
Содержание данных этапов является специфичным с позиции средств, целей, методов и сроков реализации. Общим для них считается необходимость определения критериев успешности процедур диагностики, прогнозирования.
Профпригодность характеризуется как свойство субъекта деятельности. Она, как и прочие свойства (например, надежность и работоспособность) развивается в ходе деятельности. Нельзя отрицать необходимость исследования и формирования предпосылок самой профпригодности. Большую роль здесь играет наличие психологических, физиологических, медицинских и других факторов.
Психологические критерии профпригодности
Психологические критерии профпригодности включают свойства личности, о которых можно судить по двум показателям:
- Успешное овладение профессией,
- Степень удовлетворения от своего труда.
Данные показатели считаются относительными, а порой и субъективными. Тем не менее, лишь они дают возможность начать проводить психологическую характеристику профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность представляет собой свойство личности. Ее формирование, как и прочих личностных свойств, происходит в ходе учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Очевидным считается то, что пригодность формируется в рамках самого труда. Тем не менее, невозможно отрицать необходимость исследования природных предпосылок этой категории, включая все её физиологические, психологические, социальные факторы. Это дает возможность в каждом случае наметить прогноз и способы достижения оптимального результата.
Человек способен овладеть практически любой профессией, но дело в том, какое количество времени для этого потребуется и каков будет успех и профессиональный рост в перспективе. Период трудовой активности в человеческой жизни ограничен, а непродуктивная деятельность будет не только личным несчастьем. Она отразится, в конечном счете, на всей общественной жизни. По этой причине прогнозирование профпригодности и ее формирование так актуально в настоящее время.
Если не учитывать психологические критерии профпригодности, то человек, искренне желающий работать в некоторой сфере получивший необходимую подготовку, тем не менее, потерпит неудачу, не достигнув ни малейшего успеха. Это объясняется тем, что каждая личность имеет нечто похожее на профессиональное предназначение.
Профессиональная предназначенность является непродуктивной и ненаучной идеей. Профессии, включая требования к психофизиологической организации человека, меняются каждый день. Наряду с этим, сама эта организация, в соответствии со своей природной основой включает присущие ей индивидуальные варианты и особенности. Она остается на протяжении всей человеческой истории почти неизменной.