Психика – это способность живой высокоорганизованной материи к субъективному отражению объективного мира.
В течение длительного промежутка времени психика непрерывно развивалась от простых форм к сложным. Высшей формой развития психики является психика человека.
Зарождение психики
Происхождение психики связывают с появлением сложных белковых молекул или «коацерватов», которые в процессе своей жизнедеятельности постоянно взаимодействовали с окружающей средой. Они усваивали из внешней среды питательные вещества для поддержания жизни и выделяли, образующиеся в процессе жизнедеятельности, продукты распада. Эти процессы в совокупности представляют собой одно из главных свойств живого организма – обмен веществ.
Далее «коацерваты» в процессе своей жизни выработали важное свойство присущее всем живым организмам, которое получило название раздражимость. Под раздражимостью понимают ответную реакцию живого организма на воздействие внешней среды. Адекватная реакция организма на жизненно важный раздражитель необходима для его самосохранения, к остальным воздействиям организм остается индифферентным (безразличным).
Также на данном этапе живые организмы выработали способность сохранять и передавать определенные свойства раздражимости к определенным воздействиям от одного поколения к другому.
Возникновение чувствительности
Описанные выше свойства живых организмов характерны для растительной формы жизни. Растения способны реагировать на внешние раздражители, регулируя процессы обмена веществ и роста. Например, при росте корня вглубь почвы или при росте растения в направлении освещенности и т.д.
Следовательно, растения реагируют только на вещества, которые непосредственно воздействуют на них и активно не ориентируются во внешней среде. Они могут погибнуть при отсутствии воды и источников света, даже если эти источники расположены близко.
На следующем этапе эволюции, начиная с простейших, живые организмы приобрели свойство реагировать не только на биологически важные воздействия, но и на нейтральные, которые сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий. Примером может служить опыт, когда простейших помещают в изогнутую пробирку, а в месте изгиба подают электрический ток. Через определенный промежуток времени подачу тока прекращают, но простейшие продолжают останавливаться в месте изгиба.
Способность живых организмов реагировать на биологически индифферентные раздражители, которые сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий называется чувствительностью.
Чувствительность является важным объективным биологическим признаком возникновения психики. Она способствовала появлению элементарных форм анализа и синтеза окружающих явлений.
Происхождение нервной системы
При переходе одноклеточных организмов к многоклеточных возникает необходимость усложнения строения организма по следующим причинам:
- Переход от диффузного питания к питанию концентрированной пищей;
- Необходимость активного ориентирования в окружающей среде;
- Необходимость в более дифференцированном движении;
- Необходимость в более быстром проведении возбуждения.
Это приводит к возникновению специализированных клеток, выполняющих определенную функцию.
Появление сетевидной нервной системы ускоряет проводимость возбуждения во много раз, но стоит отметить, что у животных с сетевидной нервной системой отсутствует постоянный головной центр управления поведением. Возникающее возбуждение равномерно распределяется по системе.
У более сложных форм кишечнополостных одна часть тела может стать активнее других и взять на себя функцию ведущей, но при ее ампутации эта роль перейдет к другой части тела организма.
Инстинктивное поведение
При переходе к наземному образу жизни новые условия потребовали более лучшего ориентирования во внешней среде для поиска пищи, улучшения координации движений и переработки информации.
Всё это привело к возникновению цепочечной или ганглионарной нервной системы, которая характерна для червей, высших беспозвоночных и насекомых.
Теперь нервная система становится централизованной. У червей это проявляется в расположении нервных волокон в головном конце наиболее густо, где они образуют нервный центр. У насекомых имеется передний ганглий, который является прототипом головного мозга. Сложные ответные реакции на раздражение, возникающее в переднем ганглии насекомого, лежат в основе его поведения.
Программы поведения животных, которые являются врожденными и передаются по наследству, представляют собой инстинктивное поведение. Такие врожденные программы могут быть чрезвычайно сложными и целесообразными, они особенно прослеживаются в поведении насекомых, рыб и птиц.
Наиболее простым примером проявления инстинкта служит комар, который откладывает яйца на водную поверхность, однако, если воду заменить блестящим зеркалом, комар начинает откладывать яйца на его поверхность.
Следовательно, врожденные программы «инстинктивного» поведения могут быть неадекватными при изменении условий внешней среды, но они являются достаточными для сохранения вида при избыточности воспроизведения.
Индивидуально-изменчивое поведение
Для позвоночных не характерно избыточность воспроизведения, поэтому в основе их поведения лежат другие принципы. Они служат базисом формирования нового индивидуально-изменчивого поведения.
Такой тип поведения был бы невозможным без создания сложного нервного аппарата – головного мозга. Наиболее значимой структурой является кора головного мозга. Она способна не только воспринимать сигналы и запускать врожденные программы поведения, но и анализировать информацию из внешней среды и ее изменения, формировать новые индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на этих изменениях.
Чем выше уровень развития организма, тем более совершенна кора больших полушарий мозга.
Таким образом, индивидуально-изменчивое поведение формируется на основе анализа события, его сопоставления с личным опытом и отражает взаимосвязь предметов и явлений. Такая форма поведения имеет тесную взаимосвязь с инстинктивным поведением.
Формой индивидуально-изменчивого поведения является навык, он представляет собой индивидуальную реакцию организма, основанную на обучении или личном опыте.
Интеллектуальное поведение
Интеллектуальное поведение организма является формой поведения, которая основана на отражении взаимосвязи предметов и явлений, предлагающей решение задачи, с которой он никогда не сталкивался.
Интеллект проявляется в тех ситуациях, когда инстинкты и навыки не применимы, и требуется принципиально новый способ действия, не использующийся раннее.
В процессе эволюции интеллектуальное поведение развивается и усложняется. Здесь имеет место прямая взаимосвязь с развитием коры головного мозга организмов.