Массовая коммуникация - это процесс трансляции сведений (информации, духовных ценностей, знаний, норм права и морали т.д.) посредством технических средств на большие по численности аудитории.
Понятие и условия массовой коммуникации
Коммуникация видится в качестве одной из основных общественных составляющих современного мира.
Существуют определенные условия, при которых коммуникация может считаться массовой:
- информация имеет значение для социума;
- аудитория обладает признаками массовости (анонимность, разделение на интересы, рассредоточенность);
- обладание специальными средствами и механизмами, обеспечивающими регулярность, скорость, хранение, многоканальность.
Массовая коммуникация обладает некоторыми характерными признаками, к которым относятся следующие:
- аудитория имеет массовый характер;
- общение организованно и институционально;
- общение реализуется при использовании неких средств техники;
- в общении четко прослеживается ориентация на социум;
- возможность выбрать средства коммуникации, многоканальность;
- информация значима с социальной точки зрения;
- связь между коммуникацией и аудиторией не прослеживается при общении;
- предъявление высоких требований к соблюдению общепризнанных правил общения;
- групповой характер коммуникации;
- приоритет двойного подхода к восприятию сообщений;
- признаки актуальности для социума, публичности, массовости;
- аудитория отличается своей разрозненностью, массовостью, стихийностью и анонимностью.
Средства и методы массовой коммуникации представляются как определенные передатчики и каналы, с помощью которых существует возможность распространить информацию на различные территории.
В массовой коммуникации применяют такие технические средства, как: СМИ (средства массовой информации), к которым относятся пресса, телевидение, радио, Интернет; технические средства - телефакс, почта, телефон; СМВ (средства массового воздействия) – цирк, кино, театр, литература.
Роль массовой коммуникации состоит в создании массового общественного настроя, в регулировании социально-психических процессов общества. Поэтому массовая коммуникация является действенным средством для оказания на социум воздействия.
Основные виды аудитории массовой коммуникации
Всю аудиторию принято подразделять на две большие группы – массовая и специализированная. Эта классификация основывается на количественном критерии, при этом аудитория специализированного характера в определенных ситуациях бывает больше или меньше, нежели массовая.
Массовая аудитория. Данная категория включает в себя группу людей, которые объединяются случайным образом. У них не прослеживается каких-либо общих особенностей. Они не сходи по профессии, экономике, политике, возрасту, культуре, интересам. Как пример можно привести круг людей, которые собрались в одном и том же месте, с целью послушать музыку, исполняемую вживую уличным музыкантом. Также к этой категории относятся люди, которые ежедневно потребляют распространяемую СМИ информацию на каналах. Здесь идет речь о читателях газет и журналов, радиослушателях, телезрителях и пр.).
Специализированная аудитория. Такая категория отличается от ранее рассмотренной тем, что в ней объединяются люди, которые имеют общие интересы, цели, ценности, образ жизни, культуру, профессию и т.д. Как пример можно рассмотреть аудиторию, которая поддерживает конкретный канал коммуникации (телезрители «ТНТ», читатели журнала «Вопросы психологии», радиослушатели «Русского Радио» и т.д.). К ним же относятся люди, которых связывают общие новостные, спортивные, криминальные, культурные рубрики. Еще одна группа – это аудитория, которая поддерживает определенный вид коммуникации, например, только телезрители или только читатели журналов и газет).
Типы аудитории массовой коммуникации
Общественные группы имеют возможность знакомиться с конкретными информационными источниками благодаря разделению аудитории на типы.
По отношению к конкретным источникам информации их аудитория может подразделяться на реальных и потенциальных; регулярных и нерегулярных; условных и нецелевых потребителей массовой информации.
Целью современных средств массовой информации является улучшение деятельности в области потребления обществом информации. Для выполнения этой цели происходит установление взаимодействия аудитории и коммуникаторов. Пути могут быть различными: эпистолярный (почта), анкетирование, мгновенный (опрос по телефону, горячая линия), проведение исследований и т.п.
Множество исследований аудитории помогли сформулировать определенные виды реакций аудитории на массовую коммуникацию:
- явные реакции (такие реакции доступны для того, чтобы непосредственно за ними наблюдать);
- деятельностные реакции (они связаны с реализуемой людьми деятельностью и состоят из ценностных, когнитивных, практических, коммуникативных, тонизирующих);
- изменяющие реакции (средства массовой информации влекут за собой изменения в деятельности и сознании людей);
- временные реакции (в данном случае речь идет о временных параметрах тех изменений, которые происходят в сознании и деятельности людей: дальние, ближние, продолжительные, краткосрочные).
Средствами массовой информации предусматриваются методы, воздействующие на аудиторию. К таким средствам можно отнести внушение, обучение, убеждение и так далее. Уровень воздействия диктуется тем, в какой степени общество нуждается в получении в данный момент времени этой информации, а также с какой регулярностью она доводится до него.
Помимо информации, имеющей социальную значимость, для общества актуальны оценочные сведения, так как именно они играют существенную роль в формировании обществом своего мнения. Это может быть используемым политическими силами способом для того, чтобы достигать свои цели.