Психоанализ – это психологическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом, а также метод устранения проблем психологического характера.
Сущность и особенности психоаналитической игровой терапии
Впервые в психотерапевтической практике игру использовали в работе с детьми. Считается, что именно в теории психоанализа находятся истоки игровой психотерапии. Несомненно, большую роль в развитии интереса к игровой деятельности сыграли труды З. Фрейда. В своем исследовании «По ту сторону принципа удовольствия» этот ученый выражал собственную точку зрения на игру в качестве средства психического развития.
Применять игру в психоанализе детей впервые стала Г. Хук-Хельмут. По мнению исследователей истории психоанализа, труды этого исследователя исследования во многом предвосхищали развитие концепций А. Фрейд и М. Кляйн, но были незаслуженно забыты. В них она подчеркнула значение игры в жизни ребенка, рассматривая ее в качестве важнейшего метода психоанализа.
В следующие годы идеи использования игры в детском психоанализе получили развитие в трудах М. Кляйн и А. Фрейд. Эти авторы брали игру за основу работы с детьми. Тем не менее, понимание и содержание игр, техника работы с играми были у них разными. Авторы разработали два подхода к пониманию игры, включая ее использование в детской психотерапии. Несмотря на то, что данные подходы взяли за основу категории психоанализа, данное разделение сохранилось и по сегодняшний день.
Используя игру в психоанализе детей, Кляйн взяла за основу предположение о том, что игровые свободные действия ребенка представляют собой символическое выражение содержания психики, бессознательных желаний и фантазий. Таким образом, они становятся аналогом свободных ассоциаций, который представлял собой основной метод психоанализа.
С точки зрения М. Кляйн, в играх происходит экстернализация внутренних конфликтов. Они смягчаются и становятся более переносимыми, то есть в качестве функции игры начинает выступать избавление от преследующих внутренних состояний. Кляйн произвела разработку игровой техники. Этот метод позволил погрузиться в глубокие слои детской психики. Он позволил бы полностью заменить свободные ассоциации при анализе ребенка.
Для облегчения выражения фантазий ученые предлагали детям набор игрушек (каждому свой собственный). Игрушки каждого из них хранились отдельно, в отдельном ящике с замком, при этом ребенок знал, что это его игрушки и что о них знают только исследователь и он сам. Это формировало доверительные отношения между специалистом и ребенком.
По мнению такого исследователя, как М. Кляйн, важно брать за основу работы маленькие, простые, немеханические игрушки. Это связано с тем, что они могут дать возможность детям к выражению широкого спектра фантазий и переживаний. Это могут быть не только фигуры людей, но и прочие игрушечные предметы (например, для игры в магазин, больницу, школу). Также игрушки могут включать краски, бумагу, ножницы, баночку с водой.
В играх дети, как правило, берут на себя роль взрослого. При этом они могут и демонстрировать то, каким образом взрослые (родители) будут вести себя в отношении детей и как должны себя вести. Отношение к игрушкам способно предоставить достаточно важный материал для анализа. В этом случае перенос более явно проявляется в отношениях с игровыми предметами, чем с психотерапевтами.
Ребенку необходимо позволять выражать в игре собственные эмоции и фантазии так, как они возникли. Деятельность специалиста в области психоанализа состоит, в первую очередь, в том, что он должен интерпретировать игровые действия. Это позволяет определить последующее направление, то есть то, как это происходит в процессе интерпретации свободных ассоциаций у взрослого человека.
Ученые наблюдали за игрой детей и довольно активно принимали в ней участие. По сущности, это представляет собой новый сеттинг, который включат игрушки и реальные объекты. В процессе происходила интерпретация элементов игры на основе символических значений. Это давало исчерпывающие, прямые интерпретации бессознательного материала игр.
Игры с детьми в психоаналитической практике
В практической психоаналитической практике специалисты на языке, понятном детям, могут говорить прямо о любовных и сексуальных отношениях, об агрессивности и т.д. Таким образом, появляется возможность интерпретировать отношения между объектами в качестве психологического содержания психики. В этом случае игровое пространство и отношения объектов рассматривается в качестве некоторой «презентации внутреннего мира».
Особую точку зрения на игру и ее значение в психоаналитической практике выразил Д. Винникотт. Игра в его трудах происходила в «переходном» безопасном пространстве, которое находится между внутренним и реальным миром. Игровое пространство нельзя относить только к внутренней (психической) реальности или к внешней реальности. Оно расположено вне индивида и является как бы «мостом» между ними. Пространство игры, таким образом, становится третьей областью, третьей реальностью.
В безопасном игровом пространстве люди могут попытаться реализовать собственные желания, искать, пробовать, быть креативным. Игра здесь представляет собой вид творческого процесса. Он возможен в безопасном потенциальном пространстве между «Я» и н «Я». Так, она становится выражением истинной Самости человека.
В игровой деятельности дети манипулируют внешними объектами и явлениями, внося в них чувства и смыслы из собственного воображения. Главными угрозами для игры выступают:
- Возбуждение;
- Высокая степень тревожности (тревога);
- Инстинктивные влечения и др.
Игру также можно рассматривать в качестве основы для выстраивания психотерапевтических отношений. В ней, благодаря помощи психотерапевта, человек получает подтверждение собственной силы.