Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Перцептивная функция коммуникации

Сущность понятия «перцепция»

Определение 1

Перцепция – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Перцептивная сторона коммуникации является основой взаимодействия между людьми. Процесс взаимодействия основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком.

Сам термин «перцепция» означает «восприятие» и происходит от латинского «perception».

В психологии перцепция означает отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений, т.е. восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга, что происходит благодаря пониманию целей, мотивов, установок.

Проявление перцепции происходит и в понимании, и в принятии – это говорит о том, что два человека разделяют убеждения и ценности и согласовывают их между собой. Результатом такого понимания и принятия может быть дружба, влюбленность, привязанность.

С помощью перцепции можно «читать» окружающих людей и видеть в них то, что они о себе не скажут. При неточном анализе возможна конфликтная ситуация.

Социальная перцепция выполняет пять функций:

  1. Изучение себя через осознание других людей, взаимодействуя с которыми можно получить информацию о себе. Примеряя черты его характера на себя можно увидеть свои скрытые желания, потребности, страхи;
  2. Изучение собеседника, включающее понимание его взглядов и убеждений, возможность получить 100% информацию о человеке. Коммуникация во всех видах отношений – романтических, дружеских, приятельских, является их основой;
  3. Организация совместной работы, когда принимая друг друга можно вести совместную деятельность, а знание его установок и мотивов помогает правильно себя с ним вести;
  4. Взаимопонимание между партнерами – основа любых отношений, наличие общих точек соприкосновения, общих интересов и взглядов являются залогом дружбы. Взаимопонимание дает возможность в спорных ситуациях находить компромиссное решение;
  5. Эмоциональное взаимодействие, вызываемое складывающимися отношениями – это может быть симпатия, враждебность и другие виды эмоциональных чувств.
«Перцептивная функция коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Таким образом, перцепция оказывает большую помощь в создании образа человека, помогает рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.

С помощью перцептивного компонента можно изменить первое впечатление о человеке, отказаться от первичной оценки и рассматривать его таким, какой он есть в текущий момент времени. Перцептивный компонент является составляющей перцепции и помогает дать правильную оценку внешности и поведения собеседника.

Перцептивная функция общения

Довольно часто реакция людей на какие-либо события определяется тем, как люди воспринимают и вообще хотят ли воспринимать эти события.

Человек в определенный момент времени частично воспринимает доступные ему сенсорные стимулы. Их интерпретацию он делает в соответствии со своими ожиданиями, ценностями, представлениями. Восприятие партнерами по общению друг друга является обязательной составной частью этого общения – условно это можно назвать перцептивной стороной общения.

Перцептивная функция – это межличностное восприятие. Надо сказать, что в традиционном общепсихологическом смысле слово «восприятие» будет не совсем точным, потому что к его чертам, кроме внешних характеристик объекта, будут относиться ещё и поведенческие и психологические характеристики. Поэтому в качестве синонима оправданным будет выражение не восприятие, а познание другого человека.

При общении межличностное восприятие будет включать следующие моменты:

  • восприятие и оценка сообщения будет в свете актуальных потребностей адресата;
  • исходя из различия в опыте адресата и адресанта, неизбежными будут искажения смысла сообщения;
  • незнакомая информация, находящаяся вне опыта адресата, воспринимается медленнее;
  • решения в незнакомой ситуации ориентируются на те, которые были уже опробованы в похожей ситуации;
  • точность интерпретации сообщения невозможно решить с помощью только языковых средств.
Замечание 2

Данные обстоятельства необходимо учитывать, потому что познание другого человека является составной частью процесса общения. Восприятие адресата, таким образом, означает восприятие его внешних признаков в соответствии с личностными характеристиками.

Возникающие впечатления в процессе общения играют важную регулятивную роль. В процессе познания другого человека происходит эмоциональная оценка этого человека, попытка понять смысл его поступков, идет выстраивание стратегии собственного поведения.

Коммуникация предполагает минимум двух человек, которые оба являются активными субъектами и каждый сопоставляет себя с другим.

Отсюда, выстраивая стратегию взаимодействия, в расчет приходится принимать мотивы, установки, потребности другого, а не только свои. Кроме этого, в расчет приходится принимать и то, как адресат понимает потребности, мотивы и установки адресанта.

Это говорит о том, что осознание себя через партнера по общению будет иметь две стороны – идентификацию и рефлексию.

Под идентификацией понимается способ, с помощью которого происходит понимание другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам.

Например, каково внутреннее состояние партнера по общению можно предположить, представив его жизненную ситуацию и его переживания по этому поводу.

Идентификация является самым простым способом понимания другого человека. Идентификация связана с эмпатией, т.е. эмоциональным откликом на проблему партнера, сопереживание его внутреннему состоянию.

Рефлексия – это второе сложное явление, от которого тоже зависит взаимодействие между партнерами. Под рефлексией понимается осознание адресантом того, как его воспринимает партнер по общению.

Надо сказать, что психологический термин «рефлексия» отличается от философского. Рефлексия в философии – это познание субъектом самого себя.

Эффекты межличностного восприятия

Познавая друг друга, люди не ограничиваются только наблюдением. Человеку важно выяснить причины поведения партнеров по общению, выяснить личностные качества.

Наблюдение дает недостаточную информацию для того, чтобы сделать правильные выводы, а отсюда наблюдатель приписывает причины поведения и личностные его черты с некоторой долей вероятности. Подобная интерпретация может оказать влияние не только на наблюдаемого, но и на наблюдателя.

Во время межличностного восприятия возникает целый ряд эффектов:

  • эффект порядка или первичности при общении с незнакомым человеком, образ которого формируется на основании информации, полученной ранее, если первое впечатление противоречивое;
  • эффект края возникает тогда, когда объекты находятся по краям и лучше воспринимаются;
  • эффект новизны возникает со знакомым человеком и новая о нем информация играет более важную роль;
  • эффект ореола – новая информация накладывается на привычный образ является «ореолом», мешающим личность воспринимать правильно;
  • эффект первого впечатления формирует устойчивое мнение о человеке;
  • эффект проекции при котором оппоненту приписываются свои преимущества или недостатки, в зависимости от сложившегося о нем мнения;
  • эффект средней ошибки возникает при намеренном преуменьшении сильных сторон партнера;
  • эффект Барнума – собственные характеристики воспринимаются как более правильные при их подтверждении конкретными аргументами;
  • эффект бумеранга суть которого заключается в обратном эффекте от ожидаемого при передаче информации, особенно, если она исходит от оппонента, вызывающего недоверие и неприязнь.
Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot