Педагогическое консультирование детей и родителей — это работа с ними, которая ориентирована на оказание помощи в преодолении разных психологических проблем (психолого-педагогические, личностные, межличностные, семейные и т.д.). Консультирование помогает решить проблемы детей и родителей с помощью анализа и коррекции семейной ситуации.
Теоретические основы консультирования дошкольников и их родителей
Сегодня родители не владеют в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. Часто по этой причине воспитание происходит вслепую и интуитивно. Непосредственно в семьях дети получают первый опыт общения и взаимодействия в социуме. Родители не всегда имеют возможность уделить достаточное внимание психологическому здоровью детей.
Категорию «психологическое здоровье» можно отнести к личности в целом. Она состоит не только из психических процессов и механизмов, но и из духовности человека в качестве высшего проявления человеческой реальности. Для психологического здоровья должно быть характерно психическое здоровье, в основе которого лежит полноценное психическое развитие на всех стадиях детства.
Среди родителей часто бывают распространены неправильные воспитательные установки и ценности. Они могут быть представлены:
- Недооценкой роли личностных форм общения;
- Недооценкой игровой деятельности в развитии ребенка,
- Использованием идеалов «беспрекословного» послушания,
- Авторитарным отношением к ребенку,
- Опасениями в отношении наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников,
- Низким уровнем психолого-педагогической культуры.
Родители должны знать и учитывать возрастные особенности развития личности ребенка (например, время и аспекты протекания возрастных кризисов). Возрастные особенности дошкольника способны иметь как позитивное, так и негативное значение в развитии ребенка. Это зависит от условий его жизни и воспитания.
По мере развития, у детей растут способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Они получают возможность управления собственными эмоциями и действиями, умение моделирования и приведения в соответствие чувств, желаний и мыслей. Желая быстрее воспитать в ребенке перечисленные особенности, как правило, родители предлагают инструкции, советы, ограждая массой запретов. Они могут ограничивать активность и самостоятельность, что вызывает у детей агрессию или чувство неполноценности.
В последнее время по этой причине особо остро встает вопрос об организации психолого-педагогического консультирования в дошкольных образовательных учреждениях. Для этого необходима непосредственная психолого-педагогическая работы с родителями и самими дошкольниками.
Особенности консультирования в ДОУ
Ученые отмечают, что в дошкольный период преодоление неблагоприятных психологических синдромов можно достичь главным образом с помощью перестройки взаимоотношений ребенка с родителями и педагогами. По этой причине они представляют собой основные объекты психологического воздействия, которое производится в форме педагогического психологического консультирования.
Современные родители в воспитании все больше нуждаются в помощи специалистов. Считается, что консультации необходимы не только им, но и детям (например, дети из неблагополучных семей). Психологическая помощь — это важнейшая составляющая деятельности педагогов и воспитателей.
В качестве особенности психолого-педагогического консультирования в дошкольном учреждении выступает то, что психологи концентрируются одновременно на двух субъектах — ребенка и взрослого (родителя, педагога).
Педагогическое консультирование детей дошкольного возраста и их родителей предполагает обсуждение консультантом с клиентом проблем обучения и воспитания. В ходе консультаций клиенты учатся чему-либо и повышают педагогическую квалификацию. Специалист осуществляет педагогическое руководство путем управления детскими и взрослыми группами (коллективами). В состав педагогического консультирования входят следующие вопросы:
- Совершенствование программ обучения;
- Создание новых и улучшение старых методов и средств обучения,
- Психологическое обоснование педагогических инноваций и др.
Специфика детского консультирования
В качестве заказчика педагогического консультирования может выступать специалист другой профессии, сам родитель. Им не может быть ребенок, поэтому возникает различное видение консультативных задач. Психологи, осуществляя работу с родителями, должны максимально глубоко и объективно понимать ребенка.
Для тактики работы с родителями характерны следующие аспекты:
- Подробное обсуждение конкретных результатов, которые были получены в процессе исследования;
- Информирование клиента о процессе коррекционной или развивающей работы;
- Установка доверия между психологом и родителями (детьми);
- Заинтересованность, проявление эмпатии, выражение поддержки.
В процессе организации консультирования родителей и дошкольников необходим учет нескольких особенностей. Здесь важно обратить внимание на личностную сферу, выделив несколько позиций: мотивация обращения к специалисту, отношение родителей к нему, точка зрения родителей при обсуждении проблем, возможность изменения жизненных установок.
Любая работа педагога-психолога должна быть направлена на обеспечение психологического благополучия детей. Работа со взрослыми людьми здесь не должна становиться самоцелью. Она представляет собой необходимую и важную часть профессиональной деятельности, обусловленную неразрывной связью развития ребенка с окружающими людьми.
В ходе педагогической консультации усилия педагога-психолога дошкольного учреждения сосредотачиваются на том, чтобы вместе со всеми участниками образовательного процесса достичь своевременного обнаружения признаков психологического неблагополучия в развитии личности ребенка; изменения психолого-педагогических условий, угрожающих безопасности психологического здоровья детей и др.