Патопсихология: предмет и задачи
Патопсихология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности и структуру распада психики и личностных свойств в соотношении со структурой и закономерностями развития психики в норме.
Основные прикладные задачи, стоящие перед патопсихологией следующие:
- анализ структуры дефектов психического развития,
- анализ степени психических нарушений личности,
- установление диагностических критериев,
- расширение дифференциально-диагностических возможностей,
- проведение экспериментальных патопсихологических исследований,
- реализация психокоррекционной деятельности.
Несмотря на явную близость патопсихологии и психиатрии между двумя этими дисциплинами есть корневое и важное различие - в их предмете. Патопсихология изучает дефекты психического развития в соответствие к норме, а психиатрия - это медицинская область прежде всего, и она направлена изучение причин болезней, их проявлений, симптомов и синдромов, закономерностей их развития и динамики, критериев диагностики.
Таким образом, патопсихология в корне своем - отрасль именно психологии, а не психиатрии. Патопсихология сильно опирается на общую психологию (ощущения, восприятие представления, память, воображение, внимание, мышление, речь), психологические теории личности, психологию способностей. Помимо этого, патопсихология также опирается и на теоретические и практические основы психиатрии, ее основные сферы запросов и проблемных областей изучения.
Поэтому патопсихология находится на стыке психологии и психиатрии: она психологична по своему предмету и методам работы, но психиатрична по своей направленности.
Конечно, она идет рука об руку с психиатрией: результаты патопсихологических исследований чрезвычайно важны при психиатрической экспертизе (трудовой, военной и судебной), в исследовании психиатрической клиники детского возраста (для проведения дифференциальной диагностики, динамики развития дефектов, прогноза обучаемости и плана коррекционной работы).
Следовательно, патопсихология - это сфера изучения дефектов психического развития и патологий личности психологическими методами. Результаты этих исследований важны для более точной и дифференцированной диагностики болезни уже психиатрами.
Характер нарушений психического развития не является специфическим для каждого психического дефекта, он является лишь типичным, поэтому точная постановка диагноза должна быть реализована в рамках целостного патопсихологического исследования (разветвленный синдромальный анализ)
Метод патопсихологического исследования
Патопсихологическое исследование - это основной на данный момент метод исследования патологии психических процессов. Этот метод применяется для более точной постановки диагноза психиатром, так как порой бывает недостаточно одной диагностической беседы или наблюдения за пациентом. Основная задача данного метода - это исследование основных психических процессов (внимание, память, мышление) и определение, какие из них нарушены, какова степень их нарушения.
Еще одним значительным преимуществом патопсихологического исследования является возможность раннего определения развития психического дефекта и дальнейшая реализация действий по его предотвращению.
По проведение патопсихологического исследования полученные данные анализируют и формулируют заключение с характеристиками по особенностям работы основных психических процессов: внимание, память, мышление. Эти результаты передаются психиатру, который на основе этих результатов и своих проведенных диагностических процедурах пытается дифференцировать специфику заболевания.
Особенно важным аспектом патопсихологического исследования исследование особенностей работы мышления: сложности в выделении общих и отдельных компонентов процесса или явления, скачкообразность мышления. вязкость, инертность, резонерство и степень критичности.
Одной из форм патопсихологического исследования является “функциональная проба” - это метод исследования какой-то определенной функции или органа. В рамках патопсихологического исследования, это могут быть экспериментальные задачи, направленные на анализ работы умственных операций, которые человек использует в своей повседневной жизни, его мотивы, актуализирующие эту деятельность.
Патопсихологическое исследование должно строиться по принципу активности самого пациента, по принципу стимулирования его к поиску решений. Однако в этом процессе важно участие самого патопсихолога (экспериментатор): важно, чтобы он мог вмешиваться в процесс, чтобы выяснить, какие стратегии или тактики предпринимает пациент, над чем думает, что для него является затруднительным. Это важно в силу специфики патопсихологии - в центре психология личности. Соответственно патопсихологу важна не правильность или неправильность решения задачи, а то, как к этому решению пришел человек. Поскольку именно то, как он это сделал дает возможность выявить основные звенья нарушений психической деятельности.
Наиболее популярным методом патопсихлогического исследования является эксперимент - искусственное моделирование определенной задачи, в которой актуализируют основные психические функции человека.
Основные особенности патопсихологического исследования
Основной принцип патопсихологического эксперимента - это системный и качественный анализ нарушений психической деятельности, раскрытие механизмов распада и возможностей восстановления работы психических процессов, то есть это не исследование и измерение отдельных процессов, а целостное исследование человека, выполняющего определенную деятельность.
Результатом проведения патопсихологического эксперимента является не только реализация самого задания, степень его трудности и количество ошибок, гораздо более значимым результатом является то, как человек осмыслял задание, как понял инструкцию, что вызвало наибольшие затруднения и ошибки. Именно анализ этих ошибок и затруднений является наиболее информативным и значимым для последующей дифференциации отклонения.
Помимо этого, еще одним важным принципом патопсихологического исследования является анализ отношения самого больного к самому эксперименту: его мотивов и целей, отношения к самому себе в ходе эксперимента, требованиям и результату. Этот принцип определяется одним из основных принципом общей психологии, сформулированным С. Л. Рубинштейном: внешнее опосредовано внутренними условиями. То есть действия, поступки и высказывания являются не просто реакциями на внешние раздражители, но опосредованными ответами внутренней системой.
Таким образом, такой личностный принцип дает патопсихологу понять потребностно-мотивационную под структуру личности, оценить ее эмоциональные и волевые способности. В том числе, этот анализ позволяет определить степень патологического изменения личности: скудость интересов, потребностей, появление равнодушия, отсутствие целенаправленной активности, саморегуляции поведения и адекватной оценки себя и других.
Еще одной важной особенностью патопсихологического эксперимента является то, что он позволяет выявить помимо патологий еще и сохранные функции. Эта особенность важна при формировании плана восстановления нарушенных функций. То есть успешность восстановления дефектов определяется тем, насколько программа лечения опирается на сохранившиеся и функционирующие звенья. Это принцип перестройки функциональных систем.