Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Детская патопсихология

Все предметы / Психология / Детская патопсихология

Предмет и задачи детской патопсихологии

Определение 1

Патопсихология – это отрасль клинической психологии, которая занимается изучением психических процессов и состояний, осуществляет анализ патологических изменений, сопоставляя их с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Самостоятельной дисциплиной детская патопсихология стала сравнительно недавно. Как область специальных знаний она формировалась на стыке психологии и детской психиатрии и имеет общие корни со специальной психологией и педагогикой. Предметом её изучения являются любые возможные нарушения психического развития ребенка.

Патопсихологу необходимо учитывать все сведения о ребенке, поскольку причины нарушений могут быть самыми разными.

Задачи патопсихологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Задачи патопсихологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Центральной задачей детской патопсихологии является диагностика психического развития ребенка с отклонениями. Специалист диагностирует состояние мышления, памяти, восприятия, внимания, диагностирует особенности личности ребенка и его деятельности.

Патопсихологу важно установить уровень развития ребенка, выявить патологические особенности развития, определить соответствие или несоответствие возрастным нормам. Поскольку психологическая диагностика и психологическая коррекция дефекта связаны между собой, то патопсихолог проводит как индивидуальные, так и групповые коррекционные занятия с ребенком, имеющим отклонения в развитии.

Готовые работы на аналогичную тему

Профилактика возникновения отклонений в психическом развитии является следующей важной задачей детской патопсихологии. Однако этой проблеме уделяется мало внимания. Профилактика включает в себя популяризацию знаний, консультирование родителей, воспитателей, учителей, проведение специальных тренингов и игр.

Научные исследования тоже находятся в поле зрения детской патопсихологии, потому что без серьезных научных разработок вмешиваться в психическое заболевание ребенка невозможно.

Патопсихолог решает свои задачи и имеет свои методы, несмотря на сотрудничество с невропатологами, психиатрами, генетиками. На вооружении детского патопсихолога находятся психологические методы диагностики и коррекции детского развития. Патопсихологу важно как можно полнее исследовать психологические особенности больного ребенка, нежели поставить точный медицинский диагноз, что является прерогативой врача.

Патопсихолог, хорошо изучив особенности и отклонения больного ребенка, может дать ценный материал для диагностики лечащему врачу, а с другой стороны может подобрать методы коррекционного психологического воздействия и дать рекомендации родителям.

Исследования в детской патопсихологии

Психологические исследования проводятся с целью выяснения, будет ли ребенок учиться в специальной или массовой школе. Данный вопрос решает специальная медико-педагогическая комиссия.

Поскольку психика ребенка находится в постоянном развитии, то в патопсихологической характеристике различают два вида симптомов – первичные и вторичные. Если первичные симптомы непосредственно связаны с влиянием, например, болезни, травмы, то вторичные являются результатом нарушения развития в результате болезненного процесса.

Патопсихологическое обследование ребенка должно проходить при хорошо установленном эмоциональном контакте, необходимо создать заинтересованность ребенка в исследовании.

У детей младшего дошкольного возраста патопсихологическое исследование проходит в игровой форме, во время которой отмечается отношение к правилам игры, способность выполнять ту или иную роль, целенаправленность, активность, стремление к доминированию или отсутствие этого стремления, характер эмоциональных реакций.

Исследование детей в возрасте с 3 до 6 лет начинают с использования методик, не требующих словесных ответов на вопросы. Дозированная помощь ребенку, которая дается в виде вербальных инструкций, обязательно заносится в протокол.

При патопсихологическом обследовании подростка важно установить доверительные отношения, а сама ситуация не должна восприниматься подростком как ситуация экзамена. Задания должны быть оптимальными, их чрезмерная легкость может привести к нежеланию подростка продолжать работу. Исследование начинается с объяснения цели, например, что оно предназначено для выявления переутомления в результате учебы или скорости реакции, которая требуется, например, в профессии водителя. Личностный опросник применяется только после того, как установлены доброжелательные отношения с подростком.

Замечание 1

Дошкольников и младших школьников обследовать с помощью опросников нецелесообразно, потому что дети этого возраста не имеют ещё развитой способности к самонаблюдению и самоанализу.

Патопсихологическое исследование применяется в следующих целях:

  • полученные экспериментально психологические показатели, выявляют симптомы, клинически слабо выраженные и облегчающие дифференциальную диагностику;
  • исследование уточняет структуру и степень интеллектуального дефекта ребенка или подростка;
  • данные начала лечения и лечения на разных этапах, дают возможность судить об адекватности проводимой терапии и её эффективности;
  • исследование дает представление о том, какое значение в развитии заболевания имеют отдельные социальные и эмоциональные моменты;
  • в подростковом возрасте специфической является диагностика психопатий и акцентуаций характера в том случае, когда форма психической патологии пограничная или есть психическое заболевание, не исказившее в значительной степени преморбидный тип;
  • патопсихологическое исследование помогает установлению хорошего контакта с больным ребенком, в процессе которого могут быть решены такие задачи, как преодоление застенчивости.

Особенности работы патопсихолога

Патопсихолог не является врачом, поэтому не должен подменять собой врача.

Понять характер проблем ребенка – это первый шаг, который патопсихолог может сделать, выбрав способ описания отклонений у ребенка и вреда, которое это отклонение может принести.

Детские и подростковые расстройства отличаются такими трудностями – сам ребенок не обращается за помощью, в поле зрения специалистов он попадает в результате беспокойства взрослых – родителей, учителей, педиатров. Ребенок в подобной ситуации не имеет возможности выбора, что важно для понимания выявления проблемы и реакции взрослых людей.

Трудности подростков и детей часто бывают связаны с несоответствием их развития ожиданиям взрослых. Эти трудности могут носить временный характер, но могут быть и первым признаком серьезных проблем в будущем.

Каждый конкретный случай требует знаний в области нормального и патологического развития. По своей сущности, например, многие виды проблемного поведения, которое часто демонстрируют дети и подростки, патологическим не является, оно свойственно детям. Для того чтобы что-то предпринять надо быть компетентным в отношении известных психических расстройств и проблемного поведения, причиняющего беспокойство.

Не все виды нарушений развития требуют медикаментозной терапии, в этих случаях патопсихологическое исследование и психологическая коррекция дефекта будут иметь большое значение.

Патопсихологу необходимо учитывать любые особенности развития ребенка, которые оказывают негативное влияние на формирование личности.

Занимаясь психическим здоровьем ребенка, специалисту важно помнить не только о недостатках, но и его достоинствах. Есть те области жизни, где ребенок эффективно справляется с трудностями даже со специфическими психическими расстройствами. Понимание этих уникальных способностей и достоинств ребенка со стороны взрослых, облегчают его адаптацию.

Таким образом, чтобы говорить о патологии, специалист должен чувствовать стадию развития ребенка и учитывать методы и способы компенсации его трудностей. Найти ребенка, который не болел ни одним соматическим заболеванием достаточно трудно. Многие детские болезни остаются в детстве, также бывает и с некоторыми психическими нарушениями.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис