Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Парциальность расстройств по Лебединскому

Типы нарушений психического развития

Определение 1

Парциальные расстройства личности – это изменения личности, при наиболее ранних поражениях мозга, не достигающие уровня психопатии.

В.В. Лебединский психический дизонтогенез классифицировал следующим образом: общее психическое недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное психическое развитие.

При общем психическом недоразвитии наблюдается стойкая задержка психического развития, связанная с ранним поражением головного мозга. Генетические, родовые, внутриутробные поражения обуславливают недоразвитие мозговых систем.

Нарушенными более всего являются высшие психические функции – речь, интеллект, а элементарные функции – память, моторика, восприятие, нарушены меньше. Модель психического недоразвития – это особая его форма – олигофрения.

В результате органического поражения головного мозга у детей в перинатальный период происходит стойкое снижение познавательной деятельности. В олигофрении выделяют три группы состояний – идиотия (тяжелая группа), имбецильность (менее тяжелая), дебильность (относительно легкая).

Задержанное психическое развитие характеризуется замедленными темпами развития психики. Познавательная и эмоциональная сферы формируются медленными темпами. Выражается задержанное развитие в небольшом общем запасе знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов.

От умственной отсталости задержанное психическое развитие отличается парциальным замедлением развития и разной степенью обратимости. При парциальном развитии ребенок мог в течение длительного периода развиваться нормально. Затем это развитие, прежде всего, центральной нервной системы, было нарушено заболеваниями, интоксикациями, травмами. К сожалению, в результате патогенного воздействия сформировавшиеся психические функции распадаются, но разные функции страдают неодинаково, поэтому и расстройства будут неоднородны, парциальны.

«Парциальность расстройств по Лебединскому» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Типичной моделью является умственная отсталость, приобретенная после 2,5-3 лет.

Первичная недостаточность отдельных систем – слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата являются причиной дефицитарного развития, моделью которого является психический дизонтогенез. Он возникает при поражении сенсорной или моторной сферы.

Сложным сочетанием общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного психического развития отдельных психических функций является искаженное развитие. В результате такого сложного сочетания появляется целый ряд качественно новых патологических образований.

Данный тип наблюдается при процессуальных психических расстройствах, а типичная модель представлена ранним детским аутизмом.

Структура дисгармонического развития напоминает искаженное развитие, но только причиной является врожденная или стойкая диспропорциональность психики в эмоционально-волевой сфере, рано приобретенная. Модели этого дизонтогенеза – различные формы психопатий.

Моделью дисгармонического психического развития является психопатия и патологическое развитие личности – основой является дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Психопатия – это стойкий дисгармонический склад психики.

Симптомы дизонтогенеза и роль времени в их возникновении

Время, в течение которого возникло повреждение нервной системы, влияет на характер аномалии развития.

С ранним поражением нервной системы явления недоразвития будут вероятнее. При позднем нарушении нервной системы характерными будут повреждения с распадом структуры психической функции.

Фактор времени определяется как хронологическим моментом возникновения нарушения, так и продолжительностью периода развития данной функции в онтогенезе.

Те функциональные системы, которые имеют короткий временной цикл развития, подвергаются повреждению значительно чаще – это функции подкорковой локализации и первичные зоны коры головного мозга, их формирование в онтогенезе заканчивается рано.

Длительный период развития имеют корковые функции, а при раннем воздействии вредности они стойко недоразвиваются или временно задерживаются в развитии.

Есть и другие вероятности поражения какой-либо функции, связанные с временем. Каждая функция в ходе психического развития проходит в определенное время через сензитивный период.

Этот период характеризуется как интенсивностью развития, так и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью относительно вредностей.

Сензитивные периоды в целом характерны для психического развития ребенка, а не только для отдельных психических функций. Большая вероятность возникновения психических нарушений сохраняется в возрасте 0-3 года и пубертатном периоде, которые относятся к основным сензитивным периодам детства, другие возрастные категории детей более устойчивы в этом плане.

В сензитивном периоде неустойчивость психических функций может вызвать явление регресса, что означает возврат функции на более ранний возрастной уровень.

Например, временная потеря навыков ходьбы может возникнуть в связи с соматическим заболеванием в первые годы жизни ребенка.

Возврат к автономной речи, может быть примером стойкого регресса, как следствие нарушения потребности в коммуникации при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу характерна для менее зрелой функции.

Надо сказать, что регрессу подвергаются функции не только сензитивного периода, но и уже вполне оформленные функции.

Таким образом, отставание в развитии не носит равномерный характер. Когда нервная система повреждена, то в первую очередь будут страдать те функции, которые имеют с ней непосредственную связь, например, с глухотой связано нарушение речи.

Затем будут страдать функции, находящиеся в сензитивном периоде и обладающие наибольшей неустойчивостью и ранимостью. Тяжелое поражение нервной системы приводит к стойким явлениям регресса и вероятным явлениям распада.

Понятие нормы и патологии в детской психологии

Психологи и психотерапевты очень активно используют такое понятие как «психическая норма», но, что это означает, не все могут дать убедительный ответ.

Единого представления о норме в психологии пока не существует, поэтому оно заимствовано из медицины, и в частности, психиатрии.

В психиатрии используется понятие «норма-патология». Толчком для развития этого понятия стали социально-психологические методы изучения психики человека. В результате было выяснено, что «норма» и «патология» зависят от культуры, от тех условий, в которых живет человек.

Понятие «нормы», особенно «психической нормы», отмечается в литературе, это довольно сложная проблема, поэтому под нормой понимается что-то среднее и устоявшееся, не выделяющееся из массы и более приспособленное и адаптированное к определенной среде.

Аналогичной точки зрения придерживаются и психофизиологии.

Понятие «норма» включает такие варианты как норма реакции, норма когнитивных функций, норма регуляции, норма личности, эмоциональная норма и др.

В практической психологии и педагогике есть свои понятия нормы – предметная норма, индивидуальная норма, норма психического развития, социально-возрастная норма.

Психологический баланс существует, если есть равновесие между специфическими и неспецифическими путями передачи информации, между возбуждением и торможением. Но, в психологии воли может быть и патология, о которой С. Л. Рубинштейн говорит, что нормальный волевой акт предполагает импульсивность, не слишком слабую, но и не очень сильную.

Говоря о норме, Н. Е. Бачериков пишет, что психическая норма есть индивидуальная динамическая совокупность психических свойств человека. Эта совокупность психических свойств дает возможность человеку познавать окружающий мир, адаптироваться в нем и выполнять свои социальные и биологические функции в связи с потребностями.

Понятие психическое здоровье имеет тесную связь с понятием психической нормы, потому что психическая норма предполагает наличие психического здоровья.

В модели Я. Неплоха нормальная личность представляет собой человека с адекватным образом жизни, адекватными стремлениями, самоконтролем. Из понятия нормы он выводит признаки аномалии – страдая психическим расстройством, человек не способен на поведение, соответствующее среде его обитания.

Замечание 1

Таким образом, норма характеризуется как среднее между избытком и недостатком, а аномалия представляет собой отклонение от этой величины, способное нарушит баланс. Патология есть крайняя противоположность норме. Отклонение от нормы не должно переходить границ патологии.

Дата последнего обновления статьи: 20.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot