Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др. Далее рассмотрим понятие памяти, а также ее связь с навыками.
Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.
Навыки и научение
Научение – это выработка абсолютно новых форм реагирования на различные воздействия внешнего мира, с которыми человек до данного момента не сталкивался.
Научение также представляет собой определенную совокупность процессов, которые реализуют выработку форм реагирования, адекватных различным видам потребностей.
Способы научения:
- реактивное поведение;
- оперантное поведение;
- когнитивное научение.
Специфика реактивного поведения заключается в том, что организм реагирует пассивно. Здесь выделяются несколько разновидностей:
- привыкание (организм как бы игнорирует раздражитель, который повторяется много раз из-за его условной бесполезности для деятельности);
- сенсибилизация (повтор стимула приводит к более яркой реакции организма);
- импринтинг (запечатление у животных);
- условные рефлексы (механизм приспособления организма к условиям окружающей среды).
Оператное поведение – это закрепление желательных действий и отвержение нежелательных действий для организма.
Здесь также выделяется несколько разновидностей:
- метод проб и ошибок (перебор различных способов достижения цели);
- автоматизированные реакции (поэтапное создание сложных поведенческих реакций);
- подражание (воспроизведение какой-либо модели).
Когнитивное научение характерно для человека. Виды когнитивного научения:
- латентное научение (анализ информации и выбор адекватной реакции)
- обучение сложным психомоторным навыкам
- инсайт (озарение)
- научение с помощью рассуждений.
На рисунке 1 отображены основные виды научения.
Рисунок 1. Виды научения
Навыки и память
Связь научения и память состоит в сохранении самих результатов научения.
Рассмотрим некоторые виды памяти, которые важны для процесса научения.
- Сенсорная память (сохранение образа на протяжении секунды).
- Кратковременная память (сохранение образа до 20 секунд).
- Долговременная память (от 20 секунд до нескольких десятилетий).
- Третичная память (сохранение информации на протяжении всей жизни).
Рисунок 2. Типы и виды памяти