Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др.
Далее рассмотрим понятие памяти, а также ее феномены.
Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.
Феномены памяти
Дежавю и жамэвю
Понятие «дежавю» обозначает «уже виденное». Также в психиатрии этот термин используется для описания одного из расстройств памяти.
Данный феномен памяти изучен весьма поверхностно, так как его специфика пока не позволяет использовать достоверные методы для его исследования. Данный феномен испытывали на себе большинство людей.
В ходе некоторых исследований было выяснено, что данный эффект возникает благодаря области в головном мозге.
Данное явление относится к проявлениям ложной памяти. Как правило, здесь также выделяется своя специфика и наиболее частые случаи проявления в зависимости от возраста:
- юношеский возраст – от 16 и до 18 лет. Здесь данный феномен может быть объяснен чрезмерной эмоциональностью данного возраста, из-за которого индивид склонен к аффективной реакции на внешние раздражители. Также человек в данном возрасте склонен обращаться к фиктивному опыту памяти.
- средний возраст – примерно от 35 до 40 лет.
Дежавю с точки зрения психиатрии. Психиатрами данный феномен рассматривается как расстройство. Также было выявлено, что при некоторых заболеваниях дежавю проявляется чаще, чем у психически здоровых людей. Приведем небольшой список таких расстройств:
- эпилепсия
- шизофрения
- обсессивно-компульсивное расстройство.
Понятие «жамэвю» противоположно по своей природу термину «дежавю». Оно означает «никогда не виденное». Это можно сравнить с кратковременной амнезией. То есть при этом феномене наступает полная потеря информации о различных уже знакомых предметах или явлениях окружающего мира. Иногда жамэвю рассматривают как признак психического расстройства.
Рисунок 1. Нарушения восприятия и памяти
Феномен детектора ошибок
Феномен детектора ошибок – феномен памяти, который проявляется в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от определенного плана.
Данный феномен памяти был открыт в 1968 году.
К примеру, некоторые люди склонны проверять, выключили ли они газ, воду и др. при выходе из дома. Это достаточно проделать несколько раз для формирования определенной программы в мозге. Так, если человек забыл это сделать и ушел из дома, он будет чувствовать дискомфорт. По прибытии домой он обнаружит, что забыл что-либо выключить. Так, это программа является бессознательной, но проявляется в сознании в виде отголосков тревоги.
Считается, что феномен детектора ошибок является лишь небольшой частью возможностей мозга.
Один из экспериментов был посвящен стимуляции мозга больного. Внезапно его когнитивные функции улучшились. Подобное чувство возникает в момент вдохновения у людей, занимающихся творчеством. В такие моменты они способны сделать что-то наиболее выдающееся. В другое время они могут не так сильно отличаться от других людей.
Так, возникает гипотеза о том, что у каждого человека есть данный потенциал к раскрытию гениальности, однако вопрос в том, как его активировать.
Если мы обратимся к биографиям гениев, то увидим, что они редко доживали до старости, как бы «сжигая» себя раньше времени. Возможно это происходило потому, что у них были выключены защитные механизмы, что привело к быстрому изнашиванию мозга.
Объяснение феноменов памяти
Объяснения феноменов памяти:
- Феномен мышечной памяти. Известно, что если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему гораздо проще набрать предыдущие результаты размера мышц и их мощи, нежели достигать этих высот с нуля.
- Генетическая память. Наследственная информация.
- Голографическая память. Голограмма позволяет записывать на одно и то же место огромное количество изображений, для этого достаточно всего лишь изменить угол наклона под которым лазер освещает кусок фотопленки.
- Гипотеза Унгара. Американский физиолог Унгар связывал хранение в ЦНС с функцией целого ряда пептидов и белков. Для того, чтобы отличить вновь синтезируемый при обучении пептид от множества других, имеющихся в мозге, Унгар вырабатывал у крыс неестественный для них условный рефлекс - избегания темноты. Крыса, как ночное животное, в норме избегает света и стремится в экспериментальном открытом поле скрыться в какую-либо затемненную норку. Но как только она забиралась в темную норку, она получала удар тока. В конце концов такая крыса приучалась избегать темноты,чем существенно отличалась от своих сородичей, лишенных данного навыка. Из мозга обученных крыс Унгар выделил особый пептид, который никогда не встречался в мозге нормальных животных. Однако вскоре выяснилось, что и скотофобин не явился той молекулой памяти, которая была бы способна записывать ту или иную конкретную информацию. По своей структуре скотофобин оказался похож на молекулу АКТГ, которая также обладала способностью улучшать формирование памяти, но не являлась специфичной ни для одного навыка.
- Гипотеза Мак-Коннелла. Им были выполнены опыты на белых червях - планариях по "переносу памяти". У планарий вырабатывали условный рефлекс избегания света.
- Гипотеза Хидена. Установление связи между степенью выработки двигательных навыков и содержанием РНК в нейронах соответствующих моторных центров.