Понятие и сущность внимания
Внимание – это процесс бессознательного и сознательного отбора информации, которая поступает через различные органы чувств.
Внимание направлено на активизацию избирательности и сосредоточенности познавательной деятельности. В этой связи оно выступает в качестве одной из наиболее важных предпосылок всех видов деятельности ребенка, в первую очередь познавательной. Кроме того, оно оказывает влияние на выполнение ребенком различных функций.
Внимание активизирует необходимые и тормозит не нужные в конкретный момент физиологические и психологические процессы, способствует целенаправленному и организованному отбору поступающей извне информации, в соответствии с потребностями, а также обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность психической активности на определенном объекте или виде деятельности.
Таким образом, внимание представляет собой сосредоточенность и направленность сознания индивида на определенный объект. Оно не является самостоятельной психической функцией, а представляет собой особую форму психологической активности человека.
Специфика развития внимания у детей с задержкой психического развития
Без внимания человек не сможет сосредоточиться на необходимых предметах и явлениях, и, соответственно, не сможет выполнить даже самую простую работы. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заниматься развитием внимания у детей.
Особое значение для развития внимания имеет дошкольный возраст, так как на данном возрастном этапе у ребенка формируются основные свойства внимания: переключение, устойчивость и распределение.
В дошкольном возрасте внимание имеет непроизвольный характер, постепенно оно становится более устойчивым. Как показывает практика, если целенаправленно заниматься развитием внимание, то существенно повышается его устойчивость и быстрее наступает переломный момент в его развитии. Переломный момент характеризуется тем, что ребенок может управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на конкретных предметах или действиях.
Отличительной чертой внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является то, что оно имеет ряд недостатков. К недостаткам относятся: низкая устойчивость, сложности с распределением, малый объем и замедленное переключение. Основными особенностями внимания у детей с задержкой психического развития относятся: слабость произвольности внимания, что проявляется в частой смене объектов внимания, а также в невозможности сосредоточиться длительное время на конкретном объекте или явлении.
Именно те, проблемы, что имеются у детей с задержкой психического развития во внимании, требуют своевременного обращения к специалистам, с целью организации коррекционно-развивающих мероприятий. Современные достижения в сфере работы с детьми с задержкой психического развития, направлены на устранение и коррекцию проблем, с целью последующего успешного воспитания и обучения ребенка.
Основные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР) – это дети, у которых основные психические новообразования формируются с определенным запаздыванием и имеют определенное качественное своеобразие.
Для детей дошкольного возраста с ЗПР характерно рассеянное внимание, что выражается в том, что ребенок не может сосредоточиться на одном предмете, длительно удерживать на нем внимание. В деятельности это проявляется в переключаемости с одной деятельности на другую, повышенной отвлекаемости на сторонние раздражители, замедлении выполняемой работы и повышенному количеству ошибок. У ребенка также отмечается инертность, что характеризуется трудностью в переключении с одного занятия на другое.
Неумение управлять собственным вниманием отрицательно сказывается и на обучении ребенка, вследствие того, что ребенок не может сосредоточиться на выполнении учебного задания.
В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР:
- Неустойчивость (колебания) внимания – ведет к тому, что у ребенка отмечается снижение производительности, все это приводит к сложностям при выполнении заданий. Ребенку необходимо делать перерывы в процессе работы, во время которых он не просто отдыхает, а полностью «выпадает» из учебного процесса. При возвращении с перерыва ему сложно вновь вникнуть в учебную работу.
- Пониженная концентрация – характеризуется трудностями в сосредоточении на объекте его деятельности, нет возможности мысленно сформулировать последовательность действий, быстрая утомляемость. Наличие данной особенности внимания у детей с ЗПР указывает на наличие ряда органических факторов церебрально-органического и соматического генезиса.
- Снижение объема внимания – ребенок не способен удерживать необходимый объем информации, что мешает ему продуктивно участвовать в игровой и образовательной деятельности, отмечаются сложности в решении учебных, игровых и жизненных задач, а также затруднение в восприятии происходящей вокруг ситуации.
- Снижение избирательности внимания – ребенку сложно самостоятельно выделить основную цель собственной деятельности, а также условия, необходимые для ее реализации, отделить важные детали от побочных.
- Сниженность распределения внимания. Ребенок не в состоянии одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, то есть находятся в стадии освоения.
- «Прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или способа деятельности на какой-либо другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
- Повышенная отвлекаемость. Ребенок долго не может сосредоточиться на определенной деятельности. Сравнительное экспериментальное исследование показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают множественные ошибки, темп их деятельности из-за этого замедляется, результативность падает.