Проблема формирования и становления образа «Я» – это одна из самых сложных тем в психологии. Исследователями отмечено, что уже в раннем возрасте ребенок проявляет интерес к себе, включая собственное тело, движения, внешний вид. Также старшим дошкольникам присущ особенный интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям.
Особенности дошкольного возраста
Сформированные представления о самом себе оказывают воздействие на становление отношений ребенка с самим собой (образ Я), другими людьми (взрослыми и сверстниками), а также на развитие всех видов детской деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным по своей значимости периодом в жизни человека. В это время происходит активное познание окружающего мира, смысла отношений между людьми, осознание самого себя в системе предметно-социального мира, развития познавательных способностей.
В течение всего дошкольного возраста представления детей о себе подвергаются существенному изменению: они начинают более правильно предоставлять возможности, понимают, каким образом относятся к нему окружающие, чем вызвано данное отношение. На конец дошкольного возраста у нормально развивающегося ребенка формируются первичные формы самосознания:
- Знание и оценка качеств и возможностей;
- Открытие ребенком для себя своих переживаний, представляющее собой базовое новообразование этого периода;
- Выделения себя среди других;
- Проявление самосознания, открытие своей внутренней жизни.
Развитие представлений о себе в ходе становления образа «я» представляет собой важную основу осознания ребенком себя в этом мире. Он начинает выделять свою ценность и уникальность в связи с другими людьми с помощью включения дошкольника в активное действие. Включение ребят в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками способно формировать условия для развития представлений о себе.
Понятие и особенности самосознания
Самосознание, включая формирующуюся на его основе Я-концепцию, представляет собой процесс осознания индивидом самого себя, собственных мотивов, качеств, черт и прочих проявлений. Они характеризуют личность, стабильность, а также изменчивость ее структуры во времени. Становление образа «я» (представления о себе, Я-концепция) выступает в качестве продукта такого процесса. Оно изменяется и развивается во времени от прошлого к будущему.
Основой представлений о формировании Я-концепции может считаться концепция Дж. Мида. Он говорил о том, что с самого рождения любой индивид является объектом отношений других (в первую очередь, своих родителей). По этой причине первые формы Я-концепции любого дошкольника по своей сущности неизбежно объединяются им бессознательно в ходе общения и совместной деятельности с взрослыми.
Рассматривая Я-концепцию ребенка, следует отметить, что она состоит из констатирующего реального образа Я и перспективного Я (того, на что ориентировано Я – реальное). Например, у детей в начале стадии среднего детства констатируются не только ожидания и устремления на будущие личностные преобразования (например, желание идти в школу), но и осознание себя (каким учеником я стану).
Формирование образа «я» у ребенка в условиях взаимодействия индивидуального опыта и опыта общения с другими людьми
К 3 годам большинство детей располагают достаточно ясными и точными представлениями о собственных возможностях. По этой причине мнение исследователей, считающих, что индивидуальный опыт может стать определяющим только в зрелости, а в дошкольном детстве имеет несущественное значение – не подтвердилось.
Уже в 3-4 года можно встретить дошкольников, способных самостоятельно давать оценку некоторых своих возможностей, верно предсказывая результаты своих действий. Для этого даже не требуется помощь со стороны окружающих. Это проявляется только через индивидуальный опыт. Принципиально важным является положение, что изменение и развитие Я-концепции способно отражать в той или иной степени изменения, которые происходят в действительности в самих людях, включая их изменение и развитие.
В дошкольном возрасте образ Я у ребенка менее структурирован и обладает в этот период максимальной пластичностью. Монополия родителей в области общения с ребенком, самосознание которого только начало свое пробуждение, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ Я-концепции.
С точки зрения Э. Эриксона, второй этап развития Я-концепции продолжается от 1,5 до 3-4 лет. В это время дети уже могут осознавать свое индивидуальное начало и самого себя в качестве активно действующего существа.
Основной положительный результат развития ребенка на этом этапе представлен достижением чувства независимости. Он начинает проявлять стремление к освобождению от полной зависимости взрослых с целью обретения некоторой самостоятельности. Именно здесь он хочет делать все сам и отвергает любую помощь.
Наиболее важный источник формирования образа Я ребенка представляет собой образ тела, включая объективные характеристики и субъективное восприятие. Дети относительно рано получают представление о том, что красиво и некрасиво в их внешности. В том, что относится к их собственному телу, внешние признаки характеризуют степень удовлетворения (неудовлетворенности) дошкольника собой и значительно влияют на формирование самооценки.
Самооценку можно связать с отношением к себе или отдельным своим качествам. Она представляет собой аффективную оценку представления человека о самом себе, обладая разной интенсивностью. Это связано с тем, что отдельные особенности образа Я способны вызвать более или менее сильные эмоции, которые связаны с их принятием (осуждением).
В качестве предмета самооценки и определенного самовосприятия могут выступать:
- Тело человека,
- Отношение человека к самому себе,
- Способности,
- Социальные отношения,
- Другие личностные проявления.