Гендер (англ. — «gender») – это социальный пол. Понятие отличается от пола в качестве биологической данности, при этом гендерные представления являются взглядами на мужской и женский пол, их роль и предназначение в общественной жизни.
Особенности гендерных представлений в дошкольном возрасте
Формирование гендерных представлений, как и прочих представлений, происходит в ходе социализации. Принято рассматривать несколько базовых институтов социализации, которые включают семью, школу, детский сад или трудовой коллектив, группы сверстников, СМИ, политическую и социальную систему, религию.
Для дошкольников в качестве основного института социализации выступают семья и группа сверстников. Многие отмечают, что современные дошкольники большое количество времени проводят перед телевизором и компьютером. По этой причине СМИ также в последнее время стали причислять к основным институтам социализации в дошкольном возрасте.
По мнению ученых, самым значимым институтом социализации считается тот, который становится авторитетным для объекта социализации. Дошкольники, как правило, воспринимают телевизор только как развлечение, не занимаясь его культивированием в отличие от подростков или взрослых. Если рассматривать влияние сверстников, то, вне зависимости от того, что оно относительно автономно, его нельзя относить к аспектам влияния и полномочиям института социализации.
В результате исследований было выявлено, что гендерные представления дошкольников стереотипны. Они способны отражать традиционные представления о мужчинах и женщинах, сложившиеся в обществе. Отметим, что гендерные представления дошкольников разных полов не всегда будут отражением реальной ситуации гендерной сегрегации в семье.
Исследования гендерных представлений дошкольников
Гендерные представления у дошкольников проводятся с помощью специальных испытаний. Например, группе детей 6-7 лет можно предложить составить ассоциации к словам «мама» (кластер, отражающий фемининность) и «папа» (кластер, отражающий маскулинность). Необходимо провести несколько занятий в игровой форме, где будет фигурировать слова-стимулы. Далее проводят подсчет частоты использования слов мальчиками и девочками.
Кроме кластера фемининности и маскулинности в исследовании выделяется гендерно-нейтральный кластер, включающий слова, которые дети употребляли на оба стимула.
Вначале целесообразно обозначить все данные кластеры, чтобы потом было понятнее, о чем, собственно, идет речь.
Анализ результатов такого эксперимента показывает, как правило, что существует определенная стереотипность гендерных представлений дошкольников. Так, образ мамы всегда феминен (например, представления о том, что женщина посвящает себя дому и семье, заботится о детях и о том, чтобы нравиться мужчинам).
Образ отца в таком эксперименте предстает чаще как пассивно-маскулинный. Это связано с тем, что, с одной стороны, базовые аспекты маскулинности в этом образе присутствуют, но доминирует больше пассивное отношение к жизни в пределах семьи.
Еще одно представление о гендерных различиях дошкольников представлено ассоциацией со словом «мама». Так, часто у детей в адрес именно мамы можно встретить прилагательное «любимая». В ее отношении также ребенок использует фразы типа «я люблю тебя». Подобного эмоционального отношения к отцу у большинства дошкольников не отмечается. Этот феномен ученые объяснили тем, что традиционный стереотип фемининности характеризуется эмоциональностью, а стереотип маскулинности не включает это качество.
Таким образом, дошкольники имеют представление о том, что для мужчин быть эмоциональными чуть ли не унизительно. Многие дети говорят, что данная характеристика не соответствует образу настоящих мужчин. Ребенок рассматривает собственных родителей как настоящих Мужчину и Женщину, приписывая им эти традиционные стереотипные черты. Это еще раз искусственно подчеркивает тот факт, что он помимо своей воли уже включается в мир, где действует жесткое разделение на «мужское» и «женское».
Представления дошкольников о гендерных различиях
Среди представлений дошкольников необходимо обратить внимание на отношение к словам дочь и сын. В исследованиях ассоциация «дочь» больше относится к слову «мама», а «сын» только лишь в отношении к слову «папа». По этой причине можно говорить об идентификации дошкольника именно с родителями своего пола.
Ученые исследовали также гипотезу о половом различии гендерных представлений, но она не подтвердилась. Гендерные представления достоверно не различаются у мальчиков и девочек, поскольку они отражают реальную ситуацию гендерной сегрегации в семье.
После анализа эмпирических данных, исследователи отметили, что формирование гендерных представлений дошкольников происходит изначально в рамках семьи. Здесь важно учесть, что дошкольник в качестве носителя данных гендерных представлений не считается бесполым существом. Именно в ходе семейного воспитания развивается гендерная идентичность ребенка. Он ориентируется на своих родителей и их действия, выбирая лишь те модели поведения, которые будут соответствовать его полу.
Например, девочки будут больше помогать маме, чем мальчики. Мальчики же больше играют, проявляя прообраз активного отдыха у мужского пола. Таким образом, можно увидеть, что дошкольники выстраивают собственное поведение и свои действия, основываясь не на внутренних побуждениях, а беря за основу представления о мужском и женском, которые доминируют в обществе.
Основная проблема исследования представлений о гендере у дошкольников и людей другого возраста состоит в том, что общество, как правило, не предполагает полной возможности выбора для человека. Его реализация в большей степени обусловлена биологическим полом. Если индивид выходит за рамки своего пола, то он подвергается критике и осуждению со стороны не только ближайшего окружения, но и всей социальной системы, которая считается маскулинной.