Детский церебральный паралич — это понятие, объединяющее группу хронических не прогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, которые вторичны в отношении поражений (аномалий) головного мозга и возникают в перинатальном (околородовом) периоде.
Особенности семей, воспитывающих детей с ДЦП
Воздействие особенностей родительских отношений на психологические особенности ребенка и становление его личности было исследовано в зарубежной и отечественной психологии. Сегодня достаточно широко проанализировано влияние этих отношений на зарождение отдельных личностных показателей детей (например, становление образа «Я» ребенка, включая его нравственное и эмоциональное развитие, самостоятельность). Тем не менее, в науке недостаточно описано подобное воздействие на детей, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич (ДЦП).
Основная характеристика родительских отношений представлена любовью в семье. Она предопределяет целостное отношение друг к другу и к ребенку в качестве уникальной личности. В отношении ребенка любовь в семье проявляется в:
- Чувстве доверия;
- Радости от коммуникации;
- Стремлении к защите;
- Безусловном принятии и др.
Именно родители и их отношения помогают в формировании личности ребенка. Связи в семье способствуют усвоению норм и правил поведения, оценке действий. Родители осуществляют необходимые санкции, связанные с соответствующими родительскими установками. Все это предопределило требовательность и контроль, превращая ребенка в предмет воспитания, оценки и сравнения с другими. Эти показатели выражены максимально ярко и порождают внутреннюю напряженность родительской позиции.
Исследование отношений в семьях, воспитывающих детей с ДЦП
Для исследования особенностей родительских отношений и детско-родительских отношений в семье, где воспитывается ребенок с детским церебральным параличом, используется отдельный психодиагностический инструментарий.
В качестве методик могут быть использованы объективное наблюдение, которое дает возможность оценить контакт родителей друг с другом и детьми; методика «PARI» в адаптации Т. В. Нещерет, позволяющая произвести оценку специфики внутрисемейных отношений и особенности организации семейной жизни.
Теория семейных систем признала взаимную зависимость физического, социального, эмоционального фактора в функционировании членов семьи. Считается, что изменения в одном из компонентов системы одновременно вызовут изменения в других. Семейные взаимоотношения (интеракции) характеризуются обратимостью, повторяемостью и типичностью.
В психологии определены концепции, которые отражают статику и динамику семейной жизни. Они в большей степени связаны с семейной структурой и интеракциями. Структура семьи состоит из ее состава, культурного стиля и идеологии.
Для объяснения картины отношений в семье, где воспитывается дошкольник с ДЦП, важно признавать наличие системы семейных интеракций. Она состоит из нескольких основных компонентов:
- Брачная подсистема;
- Родительская подсистема;
- Детская подсистема;
- Сплоченность /разобщенность, адаптивность и коммуникация.
Любая семья, в том числе с ребенком с ДЦП, обладает всеми характеристиками живой системы. Любой сдвиг в функциональном состоянии всей семьи способен отражаться на состоянии каждого ее участника. Здоровье каждого члена напрямую связано с функциональным состоянием семьи в качестве единого целого.
Заболевание одного члена семьи оказывает воздействие на всю семейную систему. В свою очередь, это влияет на каждого в отдельности, включая отношения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (в нашем случае с ДЦП).
Психологические особенности отношений родителей, воспитывающих детей с ДЦП
Основную роль в причинах детской инвалидности играют болезни нервной системы, в частности ДЦП (детский церебральный паралич). Рождение младенца с ограниченными возможностями здоровья неизбежно приведет к родительскому кризису. Длительность психотравмирующей ситуации и эмоционального напряжения, испытываемых родителями, как правило, ведут к дисгармонии всей семейной системы и к нарушению отношений между родителями.
С момента постановки диагноза все в семье полностью меняется. В этой ситуации задача родителей состоит в адаптации к новым обстоятельствам. Не все семьи, к сожалению, способны справиться с данной задачей. Родители последовательно переступают этап шока, неадекватного отношения к особенностям ребёнка и осознания ситуации. Завершающим этапом в лучшем варианте для семьи и ребёнка становится этап адаптации всех членов семьи. В последующем семья продолжает развиваться, и ребенка в ней принимают.
Тем не менее, не все семьи детей с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) способны наладить отношения. В большинстве случаев психологический климат семьи и весь её уклад существенно меняется. Все члены начинают находиться в состоянии стресса, оказавшись беспомощными в сложившейся ситуации.
Для отношений характерны конфликты между супругами. Они погружаются в своё горе, отгораживаясь от окружающей жизни. Тяжелое заболевание может обеднить личную жизнь родителей, ограничивая часто их профессиональную деятельность.
Основной груз по уходу за больными детьми с ДЦП ложится чаще всего на женщину. От нее же больше всего зависят отношения и общая атмосфера в семье. Психологические особенности женщины в семье связаны с активной реабилитацией ребёнка-инвалида. Ему необходимо большое количество времени и сил. В результате физического переутомления и психического перенапряжения у матерей детей с ДЦП развивается плохое самочувствие, импульсивность, увеличивающаяся тревога, депрессия, психосоматические заболевания.