Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анкетирование как метод психологического исследования

Определение 1

Анкетирование — это вербально коммуникативный метод психологического исследования, в котором в качестве инструмента для сбора сведений от респондента применяется специально разработанный перечень вопросов, то есть анкета, которая может быть открытой или закрытой.

Особенности метода анкетирования

Сегодня анкетирование стало одним из самых популярных методов психологического исследования. Его используют не только в психологии, но и в социологии и прочих гуманитарных науках. Проблема исследования особенностей анкетирования своевременна и наиболее актуальна для тех, кто осваивает профессию психолога.

Метод анкетирования представляет собой форму опроса. Он, как правило, производится заочно, т. е. не предполагает прямого контакта интервьюера с респондентом. Использование анкет является особенно актуальным в том случае, когда требуется опросить большое число респондентов за короткое время.

Статья: Анкетирование как метод психологического исследования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В процессе анкетирования специалисты получают необходимую информацию. Для этой цели необходима тщательная подготовка анкеты. В первую очередь, при подготовке анкеты составляется вопросник, в котором вопросы формулируются максимально точно. Психолог должен учитывать образовательный и культурный уровень отвечающего лица.

При подготовке анкет особые требования предъявляются к формулировке вопросов, порядку употребления слов, поскольку это может оказать влияние на ответ. Помимо того, исследователям следует соблюдать правила расположения вопросов – они размещаются в анкете не в логической, а в психологической последовательности, что побудит респондента к более точным ответам.

Правила анкетирования

В современной науке для анализа мнений разных групп людей часто используется анкетирование как метод психологического и социологического исследования. Над формированием соответствующих анкет трудятся профессионалы из определенной области, а также опытные психологи. Задача специалистов состоит в грамотном составлении вопросов для респондента.

«Анкетирование как метод психологического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Существует несколько правил, которым должен соответствовать так называемый «контрольный список»:

  • Учет цели и содержания вопросов в анкете;
  • Расположение в начале анкеты вопросов, уточняющих личные данные, что помогает провести анализ результатов различных обследований;
  • Отсутствие расплывчатых или незначительных вопросов.

Кроме перечисленного вопросы в анкете должны быть четкими и логичными. Они следуют друг за другом в логической последовательности, что постепенно наращивает интерес опрашиваемого. В конце анкеты можно задать самые сложные вопросы, над ответом на которые человеку необходимо поразмыслить.

Важнейшим условием качественного проведения анкетирования является точность формулировок вопросов. Это не допустит двоякое толкование или неясность. Не допускается при создании анкеты использовать вопросы из нескольких многословных предложений и употребления профессиональных терминов. Если анкетирование имеет больше социологическую направленность, то в нем не нужно затрагивать вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или среде социума, в которой проживает респондент.

Основные виды вопросов в анкетировании

Вопрос в анкете классифицируются по разным признакам. Так, в соответствии с содержанием (направленностью) вопросов принято выделять вопросы о личности, о фактах сознания и поведения. Личные вопросы касаются пола, возраста, образования, профессии, семейного положения респондента. Они позволяют в дальнейшем обработать материал анкетирования в рамках выбранной подгруппы людей. В этом случае по необходимости сопоставляется сходная информация из различных подгрупп.

Вопросы о фактах сознания необходимы для определения:

  • Мнения,
  • Мотива,
  • Ожиданий,
  • Планов,
  • Оценочных суждений и др.

Вопросы о фактах поведения позволяют выявить реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

По форме ответа вопросы анкеты могут иметь закрытый или открытый характер. Также они могут быть полузакрытыми. Закрытые вопросы содержат набор вероятных ответов, когда респонденту необходимо только графически отметить свой выбор из предоставленных вариантов. Число сделанных выборов (один или несколько) оговорено в инструкции к анкете.

В процессе обработки данных от больших групп респондентов специалисты могут использовать дешифрирование ответов на закрытые вопросы. Применение закрытых вопросов дает возможность более результативно сопоставить результаты респондентов. Тем не менее, в них часто отсутствует полнота выражения индивидуальных мнений (оценок). Это иногда способно вызвать недовольство со стороны испытуемых. Считается, что подобные вопросы провоцируют серию неправильных или автоматических ответов.

Полузакрытый тип вопросом используют в том случае, когда составители не осведомлены обо всех вероятных вариантах ответов. Также это происходит тогда, когда они намерены более точно и полно выяснять индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Помимо списка готовых ответов такие вопросы содержат раздел «другие ответы» и несколько пустых строк (обычно 7-8).

Открытый вопрос характеризуется тем, что респондент ответ на него формулирует целиком и полностью сам. Разумеется, это затрудняет сопоставимость ответов. По этой причине такие вопросы используют лишь на ранних этапах составления анкеты или тогда, когда появляется необходимость в максимально полном выражении всех вариантов ответов, имеющихся в группе.

В соответствии со способом формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными. По функции их подразделяют на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие). Большая часть вопросов направлена на получение информации от каждого респондента. Это отражает так называемые основные вопросы.

Вопросы типа «фильтра» становятся основой анкеты тогда, когда необходима информация не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Начало и окончание фильтра должно быть четко обозначено на графике.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot