Младший дошкольный возраст — это важнейший период в жизни ребёнка, на протяжении которого происходит множество новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирующихся основ мировоззрения ребенка.
Характеристика речи младшего дошкольника
На третьем году жизни у детей можно наблюдать важный перелом в отношениях с окружающим миром и людьми. Это связано с ростом их возможностей и осознанием себя в качестве самостоятельного существа.
Ребенок пытается действовать, как взрослый, но ему необходима оценка, которую старшие дают его деятельности и поступкам. Дети в младшем дошкольном возрасте внимательно слушают объяснения, при этом сами начинают чаще обращаться к взрослым с разными вопросами. Младший дошкольник получает новые впечатления, что представляет собой необходимое условие его психического развития.
При наступлении 3 лет ребенок начинает интенсивно использовать глаголы и местоимения. Этот факт исследователи объяснили ростом активности и расширением контактов ребенка с окружающими.
Прилагательные, которые начинают встречаться в речи детей, способны характеризовать в основном размер предмета (большой или маленький), а также его цвет. Наряду с этим ребенок уже замечает и отражает в своей речи принадлежность предмета к определенному лицу (мамин, папин, тетин). Он уже характеризует состояние, которое испытывает (мокрый, голодный), передает свои эстетические переживания (чистый, красивый).
Присутствие в детской речи наречий и прилагательных говорит о том, что данные части речи только начинают формироваться. Дети осваивают простые и самые недифференцированные пространственные, временные и прочие отношения, которые можно выразить с помощью слов (например, там, тут, потом, такая, другая и др.).
В процессе освоения более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают сложности и им необходима помощь и поддержка воспитателей. Если говорить о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, то можно указать на три уровня усвоения слов: названия предметов, действий, качеств, отношений:
- Понимание слова, но неумение использовать его в речи;
- Узнавание и называние предмета (действия, качества и др.) только в привычных сочетаниях и условиях (ножницы для подстригания ногтей);
- Понимание и правильное использование слов-названий в любых, доступных пониманию связях и отношениях.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Воспитатели проводят словарную работу и выбирают определенные приемы и методы. Здесь важно учесть, что от того, насколько хорошо ребенок будет знать объект (действие, качество и т. п.), будет зависеть понимание и использование им в речи соответствующих слов, которые обозначают предмет.
Вместе с фактом неповторимого увеличения словаря (в 2-3 года он растет в 3-4 раза, а далее пополнение происходит значительно медленнее и относительно равномерно) речь детей в этот период можно характеризовать еще одной важной особенностью. В это время начинается стадия освоения родного языка, включая процесс овладения его грамматической структурой.
Младший дошкольный возраст представляет собой самый благоприятный период для усвоения речи, когда растет речевая активность и увеличивается словарь, удлиняются и становятся более сложными речевые высказывания. Слова и словосочетания превращаются в рассказы, происходит совершенствование их грамматического оформления, растет роль речи в качестве средств регулирования поведения, а также происходит формирование звуковой культуры речи.
Дети в этом возрасте уже хорошо знают и правильно называют предметы из своего ближайшего окружения (например, игрушки, одежду, мебель, посуду). Они более широко начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги.
У младших дошкольников также появляются зачатки монологической речи. Так, с небольшой помощью взрослых малыш уже способен передавать содержание хорошо знакомых сказок, читает наизусть небольшие четверостишия.
В 3-4 летнем возрасте происходит особенно быстрое развитие речи. Как правило, к этому возрасту ребёнок практически усваивает свой родной язык, поскольку его активный словарь растет не по дням, а по часам (рост примерно сто новых слов в месяц). Если в трехлетнем возрасте детям для общения требуется только несколько сотен слов, то в 4 года это количество достигает 1500 – 2000 слов. Ученые отмечают, что для повседневного общения взрослые в семье используют в среднем 3 – 5000 слов.
Направления развития речи у младших дошкольников
Среди основных направлений работы в области развития речи во второй младшей группе необходимо выделить следующие действия:
- Расширять словарный запас ребенка,
- Развивать звуковую культуру речи,
- Развивать грамматический строй речи,
- Совершенствовать связную речь (монологическую и диалогическую)
- Улучшать образную речь.
Основные формы должны быть представлены организацией образовательных ситуаций и общения. Воспитатель должен организовать образовательные ситуации. Это может быть процесс рассматривания картин, игрушек, чтение рассказов и сказок, разучивание стихотворений.
Цель занятий состоит в обучении детей умению составлять рассказ, рассказывать сказку, обыгрывая их. В процессе ребенок учится задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составляет уже свой рассказ на основании услышанного содержания.
Образовательная ситуация организуется воспитателем в любой режимный момент, включая утро, вечер, время прогулки. Она может быть проведена как с одним ребенком, так и с несколькими детьми (одна ситуация повторяется несколько раз с разными детьми).
Ситуации общения часто могут возникать спонтанно. При этом педагог должен видеть и поддерживать их, стараясь уловить смысл высказывания ребенка, которое состоит иногда из одной или двух коротких фраз. Далее своими вопросами воспитатель побуждает ребенка к диалогу или помогает ему высказаться более полно.
Проведение ежедневных пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, речевых игр, развитие мелкой моторики, разучивание скороговорок способствует развитию речи детей.