Самооценка — это представление человека о значимости своей личности и деятельности для других людей, оценивание им себя и собственных чувств, качеств, достоинств и недостатков, которые выражаются открыто или скрыто. Основной показатель оценивания представлен системой ценностей индивида.
Особенности младшего школьного возраста
Период младшего школьного возраста совпадает с обучением в начальной школе. В настоящее время он установлен рамками с 6—7 до 9—10 лет. В этот период ребенок развивается с точки зрения физиологии и психофизиологии. Этот процесс обеспечивает возможность систематического обучения в школе.
Младшие школьники — это дети, которые не только начинают учиться в школе, но и претерпевают активную перестройку организма. На этой стадии происходит развитие нервной системы, растет интенсивность работы внутренних органов. В нервной системе начинают преобладать процессы возбуждения над торможением. По этой причине для ребенка младшего школьного возраста характерна эмоциональность и непоседливость.
К семилетнему возрасту созревают отделы лобной доли головного мозга, что представляет собой основу для формирования произвольного поведения. Для младшего школьного возраста присущ рост физической выносливости и работоспособности. Данный рост считается весьма относительным, так как появляется повышенная утомляемость, ранимость и эмоциональная чувствительность.
Учителя начальных классов должны знать, что работоспособность школьника в этот период снижается через 20-25 минут урока. Ребенок младшего школьного возраста устает, когда посещает группу продленного дня, шумные мероприятия, которые требуют активного включения.
На психологическом состоянии и здоровье школьников не может не отразиться принципиально новая ситуация, которая представлена необходимостью учиться, показывать дисциплинированность, сдержанность, организованность. Также ребенку необходимо начинать налаживать отношения с новым коллективом.
Формирование самооценки
Формирование самооценки у ребенка в младшем школьном возрасте происходит благодаря самонаблюдению и самоконтролю, а также активным действиям. Игры и занятия предназначены для постоянного обращения внимания ребенка на самого себя. Таким образом, школьников ставят в ситуации, когда им необходимо как-то соотносить свои умения с поставленной задачей, оценивать собственную деятельность, продумывать, каким образом поступать в дальнейшем.
Самооценка представляет собой важную личностную инстанцию. Она дает возможность подвергать контролю свою деятельность с позиции нормативных критериев, выстраивать целостное поведение в зависимости от социальных норм.
Самооценка считается когнитивной подструктурой, функция которой состоит в обобщении личностного опыта и структурировании новой информации о «Я». В этом процессе младший школьник фиксирует и расширяет знания о себе.
В известных теориях личности самооценку ученые рассматривают в качестве стороны процессов осознания себя и в качестве проявления Эго. Анализ литературы позволил констатировать, что ни в иностранных, ни в отечественных трудах не принято единой общей трактовки самооценки.
В отечественной литературе выделяются несколько аспектов самооценки в зависимости от различных параметров:
- Уровень (высокая, средняя, низкая);
- Соотношение с реальной успешностью (адекватная/неадекватная, завышенная/заниженная);
- Особенности строения (конфликтная/бесконфликтная, продуктивная/дезорганизующая);
- Степень стабильности (устойчивая/неустойчивая);
- Характер временной отнесенности (прогностическая, актуальная, ретроспективная).
Формирование первых зачатков самооценки происходит примерно к трем годам жизни ребенка. Ученые считают, что в целом самооценка младших школьников должна быть достаточно высокой. Это помогает школьнику пробовать собственные силы в новом виде деятельности, без страхов и сомнений включаться в учебные занятия.
В младшем школьном возрасте можно наблюдать различные типы самооценки. Она может быть адекватной устойчивой, завышенной устойчивой, неустойчивой в строну неадекватного повышения (занижения) и др. Часто отслеживаются изменения самооценки от класса к классу. Так, у детей развивается умение давать правильную оценку самому себе, своим возможностям. Наряду с этим, происходит снижение тенденции к переоценке себя.
Особенности самооценки младших школьников
Функции самооценки в учебной деятельности состоят в информировании школьника о качестве выполнения заданий. Она помогает предоставлять обратную связь для того, чтобы в качестве предмета освоения выступали сложные для ребенка вопросы. Самооценка создает ситуации успеха на каждом уроке, что начинает стимулировать процесс обучения.
Особенности самооценки у младшего школьника состоят в том, что она очень важна в обучении. Каждый человек с раннего возраста хочет уважения, а уважение прямым образом зависит от самооценки. Оценка школьной успеваемости обладает большим влиянием на развитие самооценки. Ребенок ориентируется на оценку учителя и начинает разделять себя и своих сверстников (например, отличники, двоечники).
Структура самооценки младшего школьника включает два компонента: когнитивный и эмоциональный. Первый из них включает систему убеждений о себе, которые могут являться необоснованными или обоснованными.
Критерии когнитивной составляющей самооценки включают:
- Реалистичность;
- Ориентацию при обосновании;
- Разнообразие и широту оценочных суждений;
- Форму (проблематичную или категоричную) выражения суждений о себе.
Эмоциональный компонент представляет собой эмоциональное отношение к уже сформированному комплексу убеждений. Они состоят в оценочных характеристиках элементов когнитивной самооценки и связанных с ними переживаниях. Сила и напряженность этих переживаний полностью зависит от значимости оцениваемого содержания для личности.