Дошкольный возраст — это период детского развития от 3 до 7 лет. В его пределах выделяют несколько промежутков: младший дошкольный возраст (3-4 года) средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Особенности детской памяти
В период раннего возраста для ребенка память считается важнейшей психической функцией, от которой зависит формирование всех без исключения аспектов. Именно память, а не мышление (не абстрактное мышление) можно считать исходным пунктом психологического детского развития.
Отличительной стороной детской памяти является её наглядно-образный характер. Ребенок в младшем дошкольном возрасте способен хорошо запоминать картины и предметы. Что касается словесного материала, то он представлен главным образом эмоционально воздействующими и образными рассказами и описаниями.
Отвлеченные понятия и рассуждения маленький ребенок еще понимает плохо и не может запоминать. У него ограничен житейский опыт, поэтому плохо развиты отвлечённые связи. В первую очередь, детская память имеет в основе наглядно воспринимаемые предметы и образы.
У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образная память, но это не говорит о том, что отсутствует словесно-логическая память. Напротив, ее развитие происходит быстро, но для функционирования необходимо непрерывное подкрепление со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.
Развитие памяти в младшем дошкольном возрасте
Отличительный аспект памяти ребенка в раннем дошкольном возрасте представлен ее наглядно-образным характером. Ребенок способен лучше запоминать предметы и иллюстрации, а из словесного материала он преимущественно запомнит образные и эмоционально окрашенные описания.
Ранний и дошкольный возраст представляют собой периоды, когда формируется личность ребенка. Именно по этой причине важно исследование особенностей памяти у детей этого возраста. Это обусловлено тем, что диагностика развития детской памяти в дошкольном возрасте включена в процесс определения степени готовности к школе и обучению. По этой причине развитие памяти актуально в настоящее время.
Дошкольное детство — это период интенсивного формирования и совершенствования всех психических процессов. Он призван обеспечивать детям возможность познавать особенности окружающей действительности. Со временем дети учатся мыслить, воспринимать, у них развивается речь.
Дети в младшем дошкольном возрасте овладевают различными вариантами взаимодействия с объектами и предметами. Они усваивают соответствующие правила поведения и, наконец, начинают управлять собой. Все это характерно для работы памяти, без которой нельзя представить процесс усвоения опыта, расширения взаимодействия ребенка и окружающего мира.
У ребенка дошкольного возраста происходят существенные изменения в работе памяти. Он стремительно овладевает различными умениями, навыками и знаниями, постоянно расширяет кругозор. Все это отражает количественные превращения.
Память ребенка состоит из следующих процессов:
- Узнавание,
- Запоминание,
- Воспроизведение необходимого материала.
Дети могут беспрепятственно рассказывать выученное стихотворение, использовать выученные в ходе игровой деятельности правила. Все это они запоминают.
Развитие памяти в процессе воспитания и обучения
Главная задача обучения представлена обеспечением такого уровня усвоения знаний, когда ребенок легко сможет воспользоваться ими. Характеристики воспроизведения, включая точность, легкость и полноту, в большинстве были обусловлены тем, каким образом установилось запоминание и как была проведена его организация.
Красочные, обновленные и необычные предметы могут обращать на себя внимание детей, незаметно для них самих откладываясь в голове. При использовании отличительных черт предметов, воспитатели подбирают необходимые материалы, чем влияют на процесс непроизвольного запоминания и способствуют ему.
В процессе воспитания ребенка важно учитывать, что даже при обучении запоминание не представляет собой пассивное отражение того, что оказывает влияние на мозг ребенка, а проявляется в качестве результата определенного взаимодействия с предметами.
Дети дошкольного возраста с различными представлениями об окружающем мире, разными склонностями и потребностями способны отреагировать на один и тот же предмет по-разному. Кого-то он заинтересует, удивит, привлечет к себе непроизвольное внимание. Другого ребенка тот же предмет оставит безразличным, не оставляя и следа в его памяти, поскольку не произведет никакого впечатления на него. Ребенок может непроизвольно запомнить то действие (предмет), которое повторяется многократно. Так, дети младшего дошкольного возраста могут хорошо запомнить путь, по которому они ходят много раз со взрослыми (например, дорога в детский сад, магазин, поездка к бабушке в гости). Они способны запоминать местоположение вещей, убирать которые его приучили родители или воспитатели.
Для улучшения процесса непроизвольного запоминания большую роль играет активное знакомство ребенка с литературными произведениями. Это может проявляться через сочувствие герою, мысленное действие с ним. Так, дети сопереживают герою, хотят, чтобы они поступали так же, как бы поступили они сами, ставят себя его на место.
Для того чтобы детям было проще запомнить стихотворения, воспитатели используют определенные виды активности малышей. Они включают:
- драматизацию стихотворений,
- игровые действия,
- чтение в лицах.
Важную роль в жизни ребенка этого возраста занимают картинки. С их помощью воспитатель закрепляет знания об уже ранее известных объектах, увеличивая кругозор детей и проводя знакомство со все новыми явлениями и предметами окружающего мира.
Педагог таким образом организует работу детей с картинками, что влияет на процесс непроизвольного запоминания дошкольниками предметов, нарисованных на них. Какое количество предметов смогут незаметно для себя запоминать дети, зависит от того, какую именно деятельность с картинками они выполняют.