Этические представления – основа нравственного воспитания
Этическое представление – это знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного отношения к себе, к другим людям и всему миру.
Этика, которую рассматривают как предмет воспитания, является философской дисциплиной, изучающей мораль. Её основная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить нормы нравственной жизни и приобщить к этическим нормам. Платон считал, что целью этики являются не знания, а поступки человека. Этические представления дают человеку возможность определить, что общепринято в обществе и что допустимо, а что категорически запрещено.
Этические представления формируются у дошкольников с некоторыми особенностями. На их развитие большое влияние оказывает семья, детское дошкольное учреждение, окружающая действительность. Незнание детьми, что хорошо, а что плохо осложняет контакты с окружающими людьми, вызывает у ребенка капризы, негативное отношение к требованиям взрослых.
Для личности неотъемлемой стороной является такая черта как нравственность, которая обеспечивает добровольное соблюдение норм, правил и принципов поведения. Поскольку нравственные явления сложная категория, то у ребенка происходит постепенное проникновение в их суть. Сначала ребенок понимает это на эмоциональном уровне – «хорошо», «плохо». Постепенно он начинает осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети постигают это быстрее, другие – медленнее. Важно, чтобы ребенок накапливал нравственные понятия и представления о нравственных нормах.
Нравственное воспитание ребенка осуществляется в детском саду в процессе деятельности – в играх, занятиях под руководством воспитателя. Постепенно, в процессе деятельности, ребенок приучается выполнять правила поведения и упражняться в нравственных поступках.
В нравственном воспитании выделяют три основных задачи – формирование нравственного поведения, формирование нравственных чувств и отношений, формирование нравственного сознания:
- Нравственное поведение предполагает элементарные навыки дисциплинированного поведения, самостоятельности.
- Нравственные чувства и отношения – это, прежде всего, внимательность, доброжелательность, заботливость.
- Нравственное сознание – это первые нравственные убеждения, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.
Воспитание нравственных чувств у ребенка предполагает формирование обобщенных этических представлений и является очень сложным процессом.
В формировании нравственных чувств ребенка большое значение имеет среда, в которой он растет и развивается и семья. Сформированные этические представления являются основой развития мотивов поведения, побуждающих к совершению тех или иных поступков.
Формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения, воспитание нравственных чувств, осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание дошкольника.
Значение этических представлений и их развитие у дошкольника
Накопление знаний о нормах и требованиях морали в ходе нравственного воспитания дошкольника, имеет большое значение.
На нравственное развитие старших дошкольников влияние оказывает их разнообразная деятельность, нацеленная на формирование положительного отношения к правилам поведения, на закрепление значения правил поведения, на развитие оценки и самооценки, умение принимать правила как руководство к действию.
Воспитанники старшей группы могут самостоятельно общаться в соответствии с усвоенными правилами. Об умении общаться свидетельствует использование слов, обозначающих нравственные качества – добрый, справедливый, честный и др. Старшие дошкольники уже указывают на внутренний мотив поступка, например, мне его было очень жаль.
Организовать свою работу и довести её до конца дошкольники могут уже сами. Они делают попытки обосновать свои оценки, а их несовпадение вызывает споры. Воспитатель в этом случае должен подвести детей к общему мнению.
У некоторых детей этические представления могут быть недостаточно правильными или совсем отсутствовать. Формирование этических представлений в значительной степени определяет развитие чувств и поведения у детей.
Причина детских конфликтов может быть связана с неправильным представлением о дружбе, справедливости, честности. Общаясь с ребенком, взрослый человек должен выяснить, что ребенок знает об этике отношений между людьми, как он понимает понятие «доброта», «справедливость», «честность», осознает ли такие проявления как жестокость, лживость.
Наблюдение за общением детей в ходе их деятельности помогает воспитателю выявить их этические представления, способствует воспитанию чувств. Как во время игры дети относятся друг к другу, как они ведут себя на прогулке.
Свою самостоятельность и активность ребенок может проявить тогда, когда для этого создаются условия, а если воспитатель заботы о поведении детей берет на себя, то и интерес к поведению окружающих и самому себе угасает, что способствует развитию равнодушия. Умение видеть то, что происходит вокруг, приходит к ребенку постепенно.
В основе методики формирования этических представлений должны быть доступные, конкретные и образные примеры или из детской литературы, или из жизни, но они обязательно должны способствовать развитию нравственного сознания ребенка, самостоятельности его суждений.
В тесной зависимости с уровнем этических представлений и способностью эмоционально реагировать на разные события находится воспитание гуманных чувств ребенка.
Нравственное воспитание и этические представления, таким образом, оказывают влияние на развитие личности дошкольника.
Формирование базовых этических представлений у дошкольников
Человек является существом социальным, поэтому то, что допустимо в обществе, а что категорически запрещается, определяют его этические представления. Принятые в обществе правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений, а это значит, что ребенка важно научить уважать, как отдельного члена общества, так и общество в целом. Ребенок ещё не имеет таких представлений и это мешает ему контактировать с окружающими людьми.
Усвоение базисных этических понятий происходит в процессе развития нравственной сферы личности, на их основе вырабатываются нравственные образцы, нормы, эталоны, правила. Происходит это через действие общего механизма интериоризации-эстериоризации и частных механизмов, например, подражания-имитации, идентификации и др.
Нравственная сфера может развиваться только при полноценных психолого-педагогических условиях – это при высоком нравственном потенциале социальной микросреды, активности ребенка в освоении нравственного опыта, психологическом сопровождении ребенка.
Трофимова Е.Д. выделяет три группы этических представлений, формирующихся у детей:
- общечеловеческие ценности и нравственные качества личности;
- нравственное отношение к окружающему миру;
- сотрудничество, способы общения и взаимодействия.
Ряд проведенных исследований показывает, что старшие дошкольники имеют низкий уровень развития нравственной сферы, имеют слабо развитую мотивационную направленность на усвоение этических понятий. Дети не имеют четкое представление о нравственных нормах, не умеют оказать помощь, не считаются с интересами и самочувствием других людей.
Исследование показало, что старшие дошкольники имеют недостаточно глубокие нравственные и этические представления, а их анализ позволил выделить 10 базисных понятий:
- хорошо - плохо;
- можно - нельзя;
- вежливость - грубость;
- правда - ложь;
- добро - зло;
- сострадание - равнодушие;
- терпимость - нетерпимость;
- отзывчивость - черствость;
- щедрость - жадность;
- милосердие - жестокость.
Для формирования базовых этических представлений существует специальная программа « Страна Добра», состоящая из трех блоков – «Твои добрые поступки и к тебе добром придут».
Этические представления ребенка формирует не только семья, но и детский сад, окружающая его действительность. Когда это влияние бывает противоречивым, у ребенка не складываются четкие представления о том, как надо относиться к людям и как поступать в каждом конкретном случае.
Во втором блоке рассматриваются такие этические понятия как «вежливость-грубость», «правда-ложь», «щедрость-жадность».
Третий блок получил название «Волшебное Дерево» и рассматривает такие этические понятия «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «сострадание-равнодушие», «терпимость-нетерпимость».
Формируя этические представления не надо требовать от ребенка определения понятий, потому что их содержание ребенок может уяснить только на конкретных примерах из жизни или из детской литературы.