Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности развития этических представлений у дошкольников

Этические представления – основа нравственного воспитания

Определение 1

Этическое представление – это знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного отношения к себе, к другим людям и всему миру.

Этика, которую рассматривают как предмет воспитания, является философской дисциплиной, изучающей мораль. Её основная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить нормы нравственной жизни и приобщить к этическим нормам. Платон считал, что целью этики являются не знания, а поступки человека. Этические представления дают человеку возможность определить, что общепринято в обществе и что допустимо, а что категорически запрещено.

Этические представления формируются у дошкольников с некоторыми особенностями. На их развитие большое влияние оказывает семья, детское дошкольное учреждение, окружающая действительность. Незнание детьми, что хорошо, а что плохо осложняет контакты с окружающими людьми, вызывает у ребенка капризы, негативное отношение к требованиям взрослых.

Для личности неотъемлемой стороной является такая черта как нравственность, которая обеспечивает добровольное соблюдение норм, правил и принципов поведения. Поскольку нравственные явления сложная категория, то у ребенка происходит постепенное проникновение в их суть. Сначала ребенок понимает это на эмоциональном уровне – «хорошо», «плохо». Постепенно он начинает осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети постигают это быстрее, другие – медленнее. Важно, чтобы ребенок накапливал нравственные понятия и представления о нравственных нормах.

Нравственное воспитание ребенка осуществляется в детском саду в процессе деятельности – в играх, занятиях под руководством воспитателя. Постепенно, в процессе деятельности, ребенок приучается выполнять правила поведения и упражняться в нравственных поступках.

В нравственном воспитании выделяют три основных задачи – формирование нравственного поведения, формирование нравственных чувств и отношений, формирование нравственного сознания:

«Особенности развития этических представлений у дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Нравственное поведение предполагает элементарные навыки дисциплинированного поведения, самостоятельности.
  2. Нравственные чувства и отношения – это, прежде всего, внимательность, доброжелательность, заботливость.
  3. Нравственное сознание – это первые нравственные убеждения, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Воспитание нравственных чувств у ребенка предполагает формирование обобщенных этических представлений и является очень сложным процессом.

В формировании нравственных чувств ребенка большое значение имеет среда, в которой он растет и развивается и семья. Сформированные этические представления являются основой развития мотивов поведения, побуждающих к совершению тех или иных поступков.

Замечание 1

Формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения, воспитание нравственных чувств, осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание дошкольника.

Значение этических представлений и их развитие у дошкольника

Накопление знаний о нормах и требованиях морали в ходе нравственного воспитания дошкольника, имеет большое значение.

На нравственное развитие старших дошкольников влияние оказывает их разнообразная деятельность, нацеленная на формирование положительного отношения к правилам поведения, на закрепление значения правил поведения, на развитие оценки и самооценки, умение принимать правила как руководство к действию.

Воспитанники старшей группы могут самостоятельно общаться в соответствии с усвоенными правилами. Об умении общаться свидетельствует использование слов, обозначающих нравственные качества – добрый, справедливый, честный и др. Старшие дошкольники уже указывают на внутренний мотив поступка, например, мне его было очень жаль.

Организовать свою работу и довести её до конца дошкольники могут уже сами. Они делают попытки обосновать свои оценки, а их несовпадение вызывает споры. Воспитатель в этом случае должен подвести детей к общему мнению.

У некоторых детей этические представления могут быть недостаточно правильными или совсем отсутствовать. Формирование этических представлений в значительной степени определяет развитие чувств и поведения у детей.

Причина детских конфликтов может быть связана с неправильным представлением о дружбе, справедливости, честности. Общаясь с ребенком, взрослый человек должен выяснить, что ребенок знает об этике отношений между людьми, как он понимает понятие «доброта», «справедливость», «честность», осознает ли такие проявления как жестокость, лживость.

Наблюдение за общением детей в ходе их деятельности помогает воспитателю выявить их этические представления, способствует воспитанию чувств. Как во время игры дети относятся друг к другу, как они ведут себя на прогулке.

Свою самостоятельность и активность ребенок может проявить тогда, когда для этого создаются условия, а если воспитатель заботы о поведении детей берет на себя, то и интерес к поведению окружающих и самому себе угасает, что способствует развитию равнодушия. Умение видеть то, что происходит вокруг, приходит к ребенку постепенно.

В основе методики формирования этических представлений должны быть доступные, конкретные и образные примеры или из детской литературы, или из жизни, но они обязательно должны способствовать развитию нравственного сознания ребенка, самостоятельности его суждений.

В тесной зависимости с уровнем этических представлений и способностью эмоционально реагировать на разные события находится воспитание гуманных чувств ребенка.

Замечание 2

Нравственное воспитание и этические представления, таким образом, оказывают влияние на развитие личности дошкольника.

Формирование базовых этических представлений у дошкольников

Человек является существом социальным, поэтому то, что допустимо в обществе, а что категорически запрещается, определяют его этические представления. Принятые в обществе правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений, а это значит, что ребенка важно научить уважать, как отдельного члена общества, так и общество в целом. Ребенок ещё не имеет таких представлений и это мешает ему контактировать с окружающими людьми.

Усвоение базисных этических понятий происходит в процессе развития нравственной сферы личности, на их основе вырабатываются нравственные образцы, нормы, эталоны, правила. Происходит это через действие общего механизма интериоризации-эстериоризации и частных механизмов, например, подражания-имитации, идентификации и др.

Нравственная сфера может развиваться только при полноценных психолого-педагогических условиях – это при высоком нравственном потенциале социальной микросреды, активности ребенка в освоении нравственного опыта, психологическом сопровождении ребенка.

Трофимова Е.Д. выделяет три группы этических представлений, формирующихся у детей:

  1. общечеловеческие ценности и нравственные качества личности;
  2. нравственное отношение к окружающему миру;
  3. сотрудничество, способы общения и взаимодействия.

Ряд проведенных исследований показывает, что старшие дошкольники имеют низкий уровень развития нравственной сферы, имеют слабо развитую мотивационную направленность на усвоение этических понятий. Дети не имеют четкое представление о нравственных нормах, не умеют оказать помощь, не считаются с интересами и самочувствием других людей.

Исследование показало, что старшие дошкольники имеют недостаточно глубокие нравственные и этические представления, а их анализ позволил выделить 10 базисных понятий:

  1. хорошо - плохо;
  2. можно - нельзя;
  3. вежливость - грубость;
  4. правда - ложь;
  5. добро - зло;
  6. сострадание - равнодушие;
  7. терпимость - нетерпимость;
  8. отзывчивость - черствость;
  9. щедрость - жадность;
  10. милосердие - жестокость.

Для формирования базовых этических представлений существует специальная программа « Страна Добра», состоящая из трех блоков – «Твои добрые поступки и к тебе добром придут».

Этические представления ребенка формирует не только семья, но и детский сад, окружающая его действительность. Когда это влияние бывает противоречивым, у ребенка не складываются четкие представления о том, как надо относиться к людям и как поступать в каждом конкретном случае.

Во втором блоке рассматриваются такие этические понятия как «вежливость-грубость», «правда-ложь», «щедрость-жадность».

Третий блок получил название «Волшебное Дерево» и рассматривает такие этические понятия «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «сострадание-равнодушие», «терпимость-нетерпимость».

Замечание 3

Формируя этические представления не надо требовать от ребенка определения понятий, потому что их содержание ребенок может уяснить только на конкретных примерах из жизни или из детской литературы.

Дата последнего обновления статьи: 28.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot