Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема нравственных представлений у детей в ПНИ, их учет в коррекционном образовании

Определение 1

ПНИ (психоневрологический и нтернат) – это тип социально-медицинского учреждения, предназначенного для постоянного и временного проживания лиц старше 18 лет, страдающих хроническими психическими расстройствами.

Сущность понятия «нравственность»

Определение 2

Нравственность - это совокупность моральных установок и духовных ценностей, которыми руководствуется человек в своих действиях и поступках.

Способность к анализу жизненных ситуаций и умение применить определенные шаблоны действий на основании изменяющихся условий, умение держать себя достойно в любом обществе, обладать самоконтролем, соблюдать моральные и духовные принципы, принятые в конкретном социуме, уважая его традиции и культурно-историческое наследие – все это входит в современное определение нравственного и хорошо воспитанного человека. .

Выделяют несколько уровней развития нравственности по Кольбергу:

  • преднравственный уровень – до 10 лет;
  • конвенциональный уровень – 10-13 лет;
  • постконвекиональный уровень – с 13 лет и старше.

Особенности социально-нравственного развития детей с ЗПР

Отечественные психологи считают, что нравственное воспитание осуществляется в общем процессе социализации. Общий подход к изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе базируется на учете смены последовательных стадий нравственного развития детей. На каждом возрастном этапе представлены разные уровни сформированности представлений, касающихся нравственных норм и способов поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качеств людей.

Нравственная сфера личности находится в постоянном развитии посредством возрастания произвольной и сознательной саморегуляции поведения человека, опираясь на нравственные идеалы и нормы.

Капустиным Н.П. становление нравственной позиции связывалось с процессом развития мотивационно-познавательной сферы:

«Проблема нравственных представлений у детей в ПНИ, их учет в коррекционном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • любознательность – до 4х лет;
  • познавательный интерес – 5-7 лет;
  • познавательная активность – 8-9 лет;
  • познавательная потребность – 10-11 лет.

Особенности развития социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста с ЗПР не вписываются в вышеперечисленный порядок становления эмоционально-волевой сферы детей. Развитие личности ребенка в ПНИ характеризует дисгармоничность, нарушения когнитивных процессов, особенности мышления и несформированность или незрелость большинства психических процессов.

Нравственные представления дошкольников существенно влияют на их повседневную жизнь и поведение. Обычно дети стараются совершать свои поступки с эмоциональной настроенностью на окружающих. В разные возрастные этапы у детей протекает постепенное формирование нравственности в качестве личностного качества, которое имеет черты, характерные для каждого из возрастных этапов.

  • 3-7 лет – формирование у детей моральных эталонов и образцов, содержащих обобщенное понятие, касающееся положительно-отрицательного поведения в повседневных ситуациях. Дошкольники сравнивают свое поведение со взрослыми и тип поведения взрослого передается на внутренний план, способствуя нравственному развитию детской личности.
  • 5-7 лет – переход от стихийной нравственности к осмысленной. Морально-нравственные нормы для детей можно сравнить с регулятором взаимоотношений между людьми. Подрастая, дошкольник начинает осознавать, что нормы должны соблюдаться, чтобы коллективный труд был успешным. Поведение ребенка становится нравственным даже без присутствия взрослого рядом.

К основным признакам нравственного развития детей-дошкольников относят:

  • формирование первого морального понимания и оценки;
  • первоначальный взгляд на общественный смысл нравственной нормы;
  • увеличение результативности нравственных представлений;
  • появление осознанной нравственности, то есть поведение детей опосредуется нравственными нормами.

Иными словами, к старшему дошкольному возрасту здоровые дети достигают определенной степени нравственного развития: у них формируется наиболее простой нравственный опыт, вырабатывается ряд привычек и базовых понятий, определяющих его поведение.

Дети с нарушениями развития, особенно находящиеся в ПНИ, с рождения получают эмоциональные травмы. Принято выделять эмоциональные нарушения, которые связаны со страхом, беспокойством, собственной неполноценностью, психической и физической болью. Все это может развивать в ребенке отклонения от общепринятых моральных поведенческих норм, а также усиливать соматические заболевания и отклонения в психо-социальной среде.

При построении коррекционной работы, необходимо учитывать, что дети с отклонениями в развитии могут быть эмоционально неустойчивыми, испытывать трудности с адаптацией к коллективу, испытывать скачки настроения и повышенную утомляемость.

Вагнеровой М. у детей с задержкой развития были выделены:

  • большой объем реакций, направляемых против родительской воли;
  • неправильное понимание социальной роли и положения;
  • недостаточная дифференциация лиц и вещей;
  • значительные трудности, связанные с различением важных черт в межличностных отношениях.

Дети в ПНИ часто имеют проблемы в нравственно-этической сфере: они не готовы строить эмоционально теплые отношения с ровесниками, часто могут нарушать контакты с близкими людьми, плохо знают нравственно-этические нормы поведения.

Также могут наблюдаться поведенческие отклонения, не соответствующие возрасту, то есть наблюдается нечеткое понятие нравственной нормы, ровесники воспринимаются как люди, способные совершать только аморальные поступки.

Выстраивая коррекционную работу с такими детьми, необходимо обращаться внимание на эмоционально-личностное и познавательное развитие, сформированность представлений о внешнем мире и межличностных взаимоотношениях. Также необходимо помнить, что любые действия касаются абсолютно всей психической сферы ребенка. В связи с этим, процесс обучения должен базироваться на полноценном основании, необходимом для развития все личностных сфер, в том числе и нравственного развития. То есть, должны быть созданы специальные психолого-педагогические условия, необходимые, чтобы ребенок полноценно развивался.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot