Девиантное поведение — это социальная девиация или отклоняющееся поведение. Оно представляет собой поведение устойчивого характера, которое не соответствует социальным нормам, принятым в обществе.
Особенности девиантного поведения
Вопрос девиантного поведения наиболее актуален для детского и подросткового возраста. Для этого периода характерно отсутствие сформированной "Я"- концепции и социальная незрелость. На каждой стадии взаимодействия личности и внешней среды поведение будет отличаться, при этом сама среда и методы воспитания сильно влияют как на установки, так и на ценности формирующейся личности.
Чаще всего детей воспитывают в духе соблюдения норм и правил поведения. Тем не менее, при наличии отклоняющегося поведения, как показала практика, ребенок находится в неблагоприятной жизненной ситуации. По этой причине процесс формирования его личности происходит противоречиво. Статистика показала, что каждый третий ребенок, совершивший определенные правонарушения, воспитывается без отца. Если же у него оба родителя, то, как правило, отец страдает алкоголизмом.
Дети, для которых свойственно девиантное поведение, не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенная проблема «отцов и детей», проявляющаяся через нестабильное положение детей в семье и отсутствие в ней благоприятного микроклимата.
Из опыта работы в сфере проблем семейного воспитания можно увидеть, что практически всегда родители беспокоятся за поведение ребенка. При этом они редко думают над значением их собственного поведения. Наряду с этим, уже давно доказано, что родительское поведение оказывает влияние на поведение ребенка.
Родители для детей являются значимыми людьми, поэтому их тип поведения выступает как модель для подражания. Даже если в душе ребенка происходит осуждение родителя и его манеры поведения, он будет подсознательно подражать ему, поскольку другая модель поведения ему не знакома.
Компетентность родителей детей с девиантным поведением
Родители ребенка, проявляющего девиантное поведение, должны знать, что сплоченная семья влияет на развитие у ребенка высокой самооценки. Родители в детских глазах всегда успешны, являются для него образцом для подражания. Такие дети в меньшей степени подвержены стрессу, осознавая свои сильные и слабые стороны и учитывая их при достижении целей.
Уверенность в себе способна обеспечить ребенку независимое положение, при этом социальные действия ребенка позитивны, и он меньше занят внутренними проблемами, выражая собственные мысли прямо и открыто. Его поведение будет отличаться от поведения ребенка, находящегося в депрессивном состоянии, признаками которого являются:
- пассивность,
- неуверенность в себе,
- неумение противостоять влиянию со стороны других,
- страх собственного мнения.
Если родителя проявляют авторитарность, то поведение ребенка будет сопровождаться высокой тревожностью, напряжением, элементами фрустрации и социальной пассивностью. Если в компетенцию родителей будет входить забота и контроль, заинтересованность и требовательность, то ребенок станет проявлять социальную активность, открытость, позитивную направленность на окружающих и более высшие стандарты поведения.
Дети с девиантным поведением – это дети, поведение которых отклоняется от стандартов и норм, принятых в обществе. Психологи относят к этой группе детей разных категорий, включая тех, у кого ярко выражены способности (одарённые дети), а также тех, которые имеют проблемы с дисциплиной (например, гиперактивные дети).
Семья и девиантное поведение
Семья — это естественная среда, которая сформирована для воспитания и создания определённого образа жизни ребенка. Микросреду семьи можно считать индикатором детского поведения. Среди проблем, которые вызывают девиантное поведение в семье, можно выделить следующие:
- Отсутствие внимания к своим детям;
- Использование наказаний;
- Поиск причины вовне (например, влияние улицы).
Таким образом, в компетенцию родителей должно входить внимание к свободному времени их ребенка. Основная масса подростков предоставлена сама себе, при этом мать и отец не владеют сведениями, чем они занимаются.
Родители должны задумываться над проблемой девиантного поведения ребенка, не считая основной причиной отклоняющегося поведения влияние улицы. В большей степени на проявление девиантного поведения ребенка оказывает влияние то, как он проводит свое свободное время.
Большинство родителей считает, что проблемами трудных детей должны заниматься учителя, классный руководитель, социальные работники. Тем не менее, если у подростка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать их, для чего им необходимы соответствующие компетенции. Преобладающее число матерей и отцов даже не задумываются о том, что их ребёнок может стать преступником, наркоманом или алкоголиком. Если присутствует тревога за его судьбу, то в качестве основной причины родители видят компанию во дворе.
В своих компетенциях родители должны становиться активными субъектами воспитательного воздействия с помощью обмена информацией с ребенком. Для этого необходимо прекратить любые формы насилия, которые усугубляют родительско-детский конфликт и отклоняющееся поведение. Родители не делают при этом ничего такого, что способно вызвать раздражение ребенка. При выполнении данного условия эмоциональные отношения в семье будут выравниваться.
В работе с родителями также важно использовать родительские ресурсы и компетенции. Специфика существования детей в семье такая, что ребенок в значительной степени зависит от ресурсов родителей (например, ему требуются деньги, одежда и обувь, согласие родителей на выход из дома и др.).
Каждый раз, когда подросток будет обращаться к родителям за такими ресурсами, они должны сделать для него встречное предложение. При этом можно использовать следующую фразу: «Хорошо, мы выполним твою просьбу, но перед этим просим уделить на такое-то дело 15-20 минут». Далее родители используют данное время для разговора, чтения книги и их обсуждения. Если будет проводиться систематическая работа родителей, то ребенок изменит манеру поведения поведения.