Умственная отсталость у ребенка – это общее недоразвитие психики с преобладанием дефекта в интеллектуальной сфере, наступающее в раннем возрасте.
Проблема тревоги и страха у умственно отсталых детей
Страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
В настоящее время проблема исследования проявления страха и тревоги у детей с умственной отсталостью является достаточно актуальной. Это связано с активными изменениями, происходящими в социуме, порождающими непредсказуемость и неопределенность, и как следствие возникновение тревоги и внутреннего напряжения.
С точки зрения психологии, проявления у детей с умственной отсталостью тревоги и страха связаны с наличием эмоционального дискомфорта и беспокойства. На физиологическом уровне это проявляется в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления.
Основными факторами проявления уровня тревожности и страха является степень умственной отсталости, наличие определенных физических и психологических отклонений, а также особенности характера и темперамента ребенка. Кроме того, на проявление страха и тревоги у детей с умственной отсталостью значение имеют и природные предпосылки, такие как свойства эндокринной и нервной системы.
Характеристика особенностей проявления тревоги и страха у детей с умственной отсталостью
Основные виды страха и тревоги у детей с умственной отсталостью:
- Ситуативные страх и тревога – возникают в виде эмоциональной реакции на определенную стрессовую ситуацию, характеризуются такими проявлениями как напряженность, беспокойство и нервозность.
- Личностный страх и тревога – проявляются в виде состояния безотчетного страха, ощущением неопределенной тревоги и угрозы, принятие любой ситуации как опасной и неблагополучной (незнакомая обстановка, новые люди и т.д.).
Особое значение в зарубежной и отечественной психологии уделяется исследованию проявлению тревоги и страхов у детей с умственной отсталостью в зависимости от возраста ребенка. Относительно устойчивый уровень тревоги и страха отмечается у детей в период младшего школьного возраста, он немного снижается в подростковый период. В подростковом возрасте отмечается сильный скачок и далее идет постепенный спад.
Особенность проявления тревоги и страха у детей с умственной отсталостью состоит в том, что у них чувства и эмоции имеют несколько иной характер, чем у детей с нормой развития. В первую очередь это связано с незрелостью интеллекта и мотивов. Зачастую тревога и страх проявляются в форме агрессивности, неадекватной манере поведения, внешнем виде и речи. Это связано с тем, что ребенок стремится скрыть свою неуверенность, комплексы и невозможность жить так, как хотелось бы.
Внешнее проявление тревоги и страха у детей с умственной отсталостью характеризуется беспокойством, тревожностью, наличием большого количества разнообразных страхов. Постепенно состояние беспокойства влечет за собой определенные изменения в психическом развитии ребенка и формировании его характера, оказывают негативное воздействие на успешность обучения.
Дети с разной степенью умственной отсталости более чувствительны, впечатлительны и мнительны, нежели дети с нормой развития. Кроме того, они отличаются заниженной самооценкой, это связано с тем, что они постоянно ожидают осуждения со стороны других людей.
Те психические изменения, которые возникают у ребенка под влиянием страха и тревоги, оказывают негативное воздействие на успешность социализации ребенка, в результате чего у него постепенно развивается социально-психологическая изоляция.
Для того чтобы снизить уровень тревоги и страха, предотвратить развитие негативных психических последствий, с умственно отсталыми детьми проводится специально разработанная и организованная коррекционная работа.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми
Основой коррекционной работы с умственно отсталыми детьми является программа, направленная на снижение уровня тревожности и минимизацию страхов. Кроме того, данная программа направлена на обеспечение необходимых условий для успешной социализации и адаптации детей.
Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:
- Принцип единства диагностики и коррекции – подразумевает целостность оказания детям необходимой психологической помощи, как одного из видов практической деятельности психолога.
- Принцип конфиденциальности – любая информация, которую психолог получает от ребенка или от его родителей, не подлежит разглашению.
- Принцип профилактической направленности – опирается на теорию опережающего совладания. Опережающее совладание представляет собой попытку предотвратить и предвосхитить те стрессовые ситуации, которые могут повлиять на формирование и развитие тревоги и страха у ребенка с умственной отсталостью.
- Принцип системности – организуемая коррекционная работа должна осуществляться систематически, с учетом уровня тревожности и страха у ребенка, а также с учетом специфики уровня умственной отсталости. На основании данного принципа психолог осуществляет постановку развивающих и профилактических задач.
- Принцип деятельностьной коррекции – направлен на определение предмета необходимой силы коррекционных усилий и воздействия, а также выбор оптимальных методов, средств, способов и приемов работы с ребенком, способствующих достижению поставленной цели.
В качестве основных методических средств коррекционной работы с умственно отсталыми детьми используются: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентирванная терапия, эмоционально-образная терапии, техники психодрамы, упражнения когнитивно-поведенческой терапии.