Развитие и становление личности в старшем дошкольном возрасте
Старший дошкольный возраст, является центральным этапом формирования личности человека. Данный период характеризуется ускоренным развитием психических процессов и свойств личности, возникновением личностных новообразований таких как:
- установление соподчинения мотивов;
- усвоение определенных нравственных норм и правил;
- формирование регуляции и произвольности поведения.
В этот период развитие и становление личности непосредственно связано с процессом формирования самосознания.
Cамосознание личности - это не только процесс познания себя, но и определенное отношение к самому себе: к своим личностным качествам и состояниям, физическим и духовным возможностям.
Таким образом, мы видим, что самосознание личности тесно связано с понятием самооценки.
Процесс формирования самосознания заканчивается именно к концу дошкольного возраста. Он является центральным новообразованием детей дошкольного возраста и происходит благодаря активному и целенаправленному интеллектуальному и личностному развитию. Центральное место в формировании самосознания занимает самооценка, являющаяся сложным, многоуровневым процессом, тесно связанным с определенным уровнем притязаний.
Самооценка – это личностное новообразование, которое принимает участие в регуляции поведения и деятельности человека, его представление о важности своей личности, оценка себя, своих недостатков и достоинств, качеств и чувств.
Дошкольный возраст является начальным периодом осознания ребенком самого себя, мотивов своего поведения и потребностей в социальном мире. Именно поэтому в данный период огромное значение имеет процесс формирования основ дифференцированной адекватной самооценки. Успешное ее формирование позволяет ребенку адекватно оценить себя, рассчитывать свои силы, соответствовать требованиям социальной среды и самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Все перечисленные выше способности помогают не только успешному формированию адекватной самооценки ребенка, но и формированию гармонично развитой личности в целом.
Направления развития самооценки в старшем дошкольном возрасте
Существует несколько направлений развития самооценки в дошкольном возрасте:
- возрастает объем качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;
- происходит переход самооценки от общей к дифференцированной;
- возникает временная оценка себя и своих действий, которая проявляется в способности ребенка к целеполаганию и построению планов.
Развитие самооценки начинается с оценивания детьми своих знаний, умений и навыков. Качества своей личности в этот период оцениваются детьми менее объективно. Для дошкольников свойственно переоценивание себя.
К старшему дошкольному возрасту возникает более адекватное осознание своих достоинств и недостатков, с учетом отношения к ним со стороны окружающих.
К окончанию периода дошкольного возраста баланс между эмоциональным и когнитивным компонентами гармонизируется. Формируются наиболее благоприятные условия для развития когнитивных компонентов самооценки ребенка и для более осознанного отношения ребенка к себе. Старший дошкольный возраст является важнейшим этапом для формирования и становления самооценки ребенка, ее дальнейшего развития и влияния на становление личности.
Функции самооценки в старшем дошкольном возрасте и условия ее развития
Существуют определенные функции самооценки, среди которых основными являются:
- регуляторная функция, в основе которой лежит способность к решению задач личностного выбора;
- защитная функция, обеспечивающая независимость и стабильность личности;
- функция развития, основой которой выступает идея о том, что адекватная и сформированная самооценка это толчок к полноценному развитию личности.
Выделяют четыре условия, которые влияют на развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте:
- имеющийся опыт общения ребенка с родителями;
- особенности общения со сверстниками;
- индивидуальный опыт общения с окружающими;
- уровень умственного развития ребенка.
В старшем дошкольном возрасте происходит процесс отделения своей личности от оценки другого. Осознание дошкольником своих возможностей в данный период происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и собственного опыта практических действий.
Однако большую роль в развитии самооценки у детей данной возрастной группы продолжает играть общение со сверстниками. При обмене оценками друг с другом возникает определенное отношение к другим детям и развивается способность видеть глазами другого человека, как бы со стороны. Способность ребенка оценивать результаты своей деятельности напрямую зависит от его умения анализировать результаты деятельность окружающих сверстников. Именно в общении со сверстниками формируется способность оценивать другого человека, что и стимулирует возникновение самооценки.
Основным достижением дошкольного возраста является сформированная, эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к началу обучения в школе.
Она опирается на умение адекватно и правильно оценивать успешность своих действий, оценки окружающих, одобрение родителей. Способность к адекватной самооценке дает ребенку правильный ориентир в его общении с окружающими.
Самооценка - это сложный продукт развития осознанной деятельности ребенка. В период старшего дошкольного возраста в общении ребенка со взрослым появляется стремление к осознанию правильности не только внешних действий, но и внутренних состояний. Осознание своих собственных переживаний возникает через проговаривание своих чувств вслух и переосмысление их значения для самого себя.
Процесс развития самооценки и самосознания является одним из основных новообразований дошкольного возраста. Таким образом, в период старшего дошкольного детства формируется собственное миропонимание, включающее в себя представления о мире, отношение к нему и отношение к самому себе в этом мире.