Психолог – это специалист, который занимается изучением способов, форм и особенностей проявления и организации психических явлений личности в разнообразных областях человеческой деятельности.
Значимость психологического обеспечения образовательного процесса
В настоящее время в образовательном процессе принимает участие штатный психолог. Однако еще несколько лет назад, необходимости психологического обеспечения образовательного процесса не придавалось должного значение.
Первые попытки введения психолога в образовательную сферу были предприняты на рубеже XIX и XX вв. Связно это было с возникновением и развитием такой науки как педология.
Педология – это наука, занимающаяся изучением растущего и развивающегося человека, которая исследует все его социальные и биологические особенности.
В 20-30-е годы прошлого столетия, постепенно приходит понимание того, что роль психолога в образовательном процессе очень велика. В этой связи в образовательных учреждениях впервые образуются и начинают свою профессиональную деятельность психологические службы. Постепенно данные службы становятся все более популярными и организуются повсеместно.
В этот период профессиональная деятельность психолога заключалась в проведении тестирований на различные темы и с разными целями. На основании полученных результатов, психолог делал выводы об уровне развития детей, о возможных профессиональных способностях, необходимости перевода в коррекционный класс или школу и т.д.
В 1936 году деятельность психологов в образовательной сфере была прекращена. Кроме того, долгие годы не развивались научные области психологии (возрастная психология, практическая психология, психодиагностика и т.д.).
Возобновилась профессиональная деятельность психологов в образовательной сфере только лишь в 60-е годы. В этот период проводимые психологические исследования были направлены на поиск наиболее эффективных и оптимальных методов и средств обучения, организации необходимых для успешного образования условий.
Первоначально психологи осуществляли свою профессиональную деятельность только в школах, позднее в качестве экспериментов было принято решение о введении должности психолога в ПТУ, ВУЗах и техникумах. В данных заведения должность психолога чаще всего выполняли аспиранты и студенты в рамках производственной и преддипломной практики.
Основные цеди и задачи профессиональной деятельности психолога в образовательной сфере
Цель профессиональной деятельности психолога в образовательной сфере – создание благоприятных условий, необходимых для обучения, воспитания и развития учащихся, а также профессионального роста педагогических кадров.
Основные задачи профессиональной деятельности психолога в сфере образования:
Снижение уровня школьной дезадаптации (неспособность ребенка адаптироваться к условиям школы, ее режиму, расписанию и требованиям). Решение этой задачи осуществляется посредством реализации следующих направлений:
- организация психологической работы с детьми, поступающими в школу (первый класс, приход из другого учебного заведения и т.д.);
- оказание необходимой профессиональной психологической помощи учащимся в случае возникновения затруднений в обучении, взаимодействии с одноклассниками, педагогами и т.д.;
- предотвращение отклонений в поведении учащихся.
Оказание всесторонней профессиональной психологической помощи педагога в организации индивидуализации обучения. Осуществляется посредством организации и проведения диагностики индивидуальных особенностей и способностей учащихся, проведение тематических консультаций для педагогов и родителей.
Оказание педагогом профессиональной психологической помощи в решении проблем, связанных с организацией воспитательно-образовательного процесса, а также связанных с разнообразными проблемами, возникающими в процессе воспитания и обучения учащихся, а также в ходе работы с ученическим коллективом.
Повышение педагогической и учебной мотивации. Данная задача является весьма значимой, так как образовательный процесс только тогда будет успешным, когда у ребенка развита мотивация на получение новых знаний, стремление учиться и иметь высокую успеваемость. Мотивация важна и для педагогов, так как она сказывается на эффективности организуемой ими воспитательно-образовательной работы.
Снижение тревожности у учащихся перед будущим. Особенно эта задача касается учащихся старших классов, которые готовятся к выходу «во взрослую» жизнь, перед ними стоит выбор будущей профессии и вопрос самоопределения в жизни. В современном экономически и социально нестабильном обществе уровень тревожности у выпускников школ значительно повышен. Его снижению способствует профессионально организованная психологическая работа, проводимая в форме консультирования беседы и обучению старшеклассников навыкам, необходимых для самостоятельной жизни.
Повышение уровня профессиональной информированности, жизненного и профессионального самоопределения, формирование навыков эффективного поведения на рынке труда у выпускников школ и профессиональных учебных заведений.
Повышение психологической компетентности руководителей образовательных учреждений, педагогических работников и родителей.
Реализация данных и других задач позволит существенно повысить качество образования. В настоящее время педагоги-психологи располагают современными методами, методиками и технологиями работы, позволяющими эффективно решать поставленные задачи.