Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Оно помогает производить ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживаний в систему ассоциативных связей.
Приемы запоминания
Сегодня разработано и используется огромное количество приёмов и методов запоминания информации. Например, Д. Лапп предлагал несколько способов запоминания и воспроизведения информации.
Они включают:
- Осознание,
- Ассоциацию образов,
- Использование принципа паузы,
- Личные комментарии,
- Организация материала в категории.
Способ осознания заключается в том, что необходимо осознанно вовлекать как можно больше чувств в запоминание. В случае задержке мысленного взора на самых значимых элементах информации и разных подсказках необходимо лучше запоминать Золотое правило обработки информации включает следующие пункты: выбор, концентрация и анализ.
Используя образную ассоциацию в большей части контекстов появляется возможность существенного роста количества информации, которая подлежит извлечению из памяти. Человек может выбирать самые различные образы в зависимости от его интересов и потребностей.
Использование в повседневной жизни принципа паузы предполагает появление времени для оценки обстановки и принятия решения. Паузы снижают вероятность поспешных действий или высказываний. Они заставляют сосредоточить внимание на необходимом предмете. Помимо этого, паузы помогают противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.
Такой способ, как использование личных комментариев, помогает эмоционально и интеллектуально вовлечься в процесс записи информации. Он помогает оставлять яркий след в памяти. В случае комментирования необходимых для запоминания вещей, человек помнит о них значительно больше.
Расслабление — это еще один способ, который позволит подавлять беспокойство, препятствующее концентрации внимания и блокирующее механизмы памяти. Тогда информацию можно запечатлеть более точно, поэтому она извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспоминать что-либо, человек должен успокоиться, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов. Он может оглядеться по сторонам, чем дает себе время для провокации вспоминания.
Просмотр и частое использование нужного материала помогает обеспечить быстрое вспоминание. При просмотре информации, человек активно принимает участие в нескольких базовых процессах памяти (запись, хранение и извлечение). Гораздо лучше человек помнит те сведения и цитаты, к которым прибегает регулярно. Чем чаще он использует информацию, тем легче извлекает ее из памяти.
Система приемов запоминания для студентов
Есть целая система специальных приемов и способов, которая помогает студентам облегчить процесс запоминания и увеличить объём памяти. Это производится с помощью формирования ассоциаций (связей). Система называется мнемотехникой, а в ее основе лежит создание структуры и придание смысла списку несвязанных слов или цифр.
Мнемотехника облегчает запоминание, поскольку предлагает заменить абстрактные объекты и факты на понятия и представления, которые обладают зрительным, слуховым или кинестетическим представлением. Они связывают объекты с информацией, которая уже имеется в памяти.
Мнемотехнику часто используют с целью запоминания трудно запоминаемой информации. Например, студентам она может пригодиться, когда необходимо запомнить:
- Последовательность цифр,
- Списки,
- Хронологическую таблицу,
- План (конспект) речи,
- Новые иностранные слова,
- Грамматические правила и др.
Очень чётко и полно идея мнемотехники была сформулирована в труде О. Эренберга «Приёмы запоминания информации». Эта книга будет очень полезна для студентов, которым необходимо запоминать большие объемы информации (например, в ходе экзаменационной сессии).
Автор считает, что рифма является одним из наиболее действенных способов запоминания. Данный способ, например, находит широкое использование в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики врезаются в память, вне зависимости от желания человека. От этих навязчивых мыслей часто даже сложно избавиться. По этой причине, для работы с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией можно ее зарифмовать.
Аббревиатуры помогут сократить длинные названия. Этот принцип используется студентами для запоминания материала, который не связан логическими принципами. Еще один способ состоит в кодировании информации в простое предложение, где все слова начинаются с первых букв слов для запоминания.
Для лучшего запоминания студентам рекомендуется сократить информацию до предела. Лучше будет упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл изучаемого материала. Поиск связей между фразами в нем, помогает облегчить поставленную задачу.
Связи могут иметь смысловой характер (логическая связь между абзацами, параграфами) и структурный (вид и порядок расположения информации). Например, состав числа 7415216 легче запоминается как 741 - 52 - 16. При чтении текста можно придавать ему определенный ритм. При этом опорные сигналы (знаковое моделирование) помогут лучше запомнить сведения.
Сохранению информации способствует её повторение. Первое повторение нужно произвести через 30-40 минут, второе — в течение дня, третье — на следующий день, с третьего по седьмой день — по одному повторению. Если повторение организовано правильно, то это означает не простое перечитать материал много раз подряд. Это значит прочтение и незамедлительное воспроизведение.
Чередование чтения и воспроизведения производится минимум пару раз. Условием быстрого и полного запоминания материала считается чередование повторений и воспроизведений при заучивании. Повторение является не только основным условием прочного запоминания учебной информации, но и условием дальнейшего ее сохранения в памяти.