Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности поведения умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Определение 1

Поведение – это совокупность определенных действий в отношении окружающей среды и внешних проявлений жизнедеятельности человека.

Особенности познавательной сферы детей

В познавательной сфере у детей с умственной отсталостью проявляется интерес к игрушкам и различным предметам. Ребенок начинает знакомиться с их свойствами, делая выбор по образцу (цвет, форма, величина).

В этой области отмечены также продвижения в развитии целостного восприятия, у ребенка развивается зрительная ориентировка, но он затрудняется сделать выбор из большого числа элементов (не способен определить тонких отличий). У умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте страдает формирование целостных образов. Выполняя задания, умственно отсталые дошкольники не умеют использовать поисковые способы (например, примерка, проба).

Статья: Особенности поведения умственно отсталых детей в дошкольном возрасте
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Развитие восприятия происходит неравномерно. Дети не могут переносить усвоенный способ действия с одной ситуации на другую. Также им трудно дается восприятие свойств, знание их названий, возможность осуществлять действия, учитывая данные свойства, и возможность произвести на его основе простые обобщения. Дети, которые успешно выделяют свойства в процессе учебных занятий, не способны выделять их в бытовых ситуациях.

Представления умственно отсталого дошкольника, касающиеся окружающего мира, обладают ограниченным характером. Они характеризуются поверхностностью, фрагментарностью и определенным искажением. Нарушенными также являются представления о самом себе и близком окружении, о временных и пространственных составляющих.

Особенности психических процессов детей с умственной отсталостью

Для памяти умственно отсталых детей в дошкольном возрасте характерно снижение продуктивности. Это касается ее основных процессов, при этом запоминание имеет низкий объем, неточность, замедленность.

Дети воспроизводят информацию, искажая ее и привнося что-то свое. В большей степени нарушена у таких дошкольников смысловая память. Они способны лишь запомнить внешние признаки, которые иногда случайно зрительно воспринимаются. Сложнее для них запомнить внутренние логические связи, что присуще для эпизодической забывчивости.

«Особенности поведения умственно отсталых детей в дошкольном возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

У дошкольника с умственной отсталостью особенным образом развивается внимание - его сложно привлечь к объекту. Такие дети с трудом концентрируются, их внимание неустойчиво, помимо того, им свойственно замедленное переключение внимания. Даже если умственно отсталый ребенок заинтересован объектом, его внимание быстро истощается. В большей степени здесь может пострадать произвольное внимание.

Преобладающим видом мышления является наглядно-действенное, при этом оно также отстает от возрастных норм. Решая наглядно-действенные задачи, умственно отсталые дошкольники чаще всего не осознают наличие проблемы. У них нет стремления к поиску решения, они равнодушны к результату, не применяют вспомогательные средства, решая наглядные задачи через хаотические пробы и повторяя одинаковые непродуктивные действия. До конца этого возрастного периода у таких детей практически отсутствует возможность решения наглядных задач образного характера.

Речь, игра и продуктивная деятельность умственно отсталых дошкольников

Для речи умственно отсталых детей характерно нарушение всех сторон речи, включая:

  • фонетическую,
  • лексическую,
  • грамматическую.

Можно отметить трудности при осуществлении звукового (буквенного) анализа и синтеза, в процессе восприятия и понимания речи.

Для большей части детей с умственной отсталостью в дошкольный период только начинается развитие речи. Их первые слова появляются только после трех лет, а фразами они начинают говорить к концу дошкольного периода. Для фразовой речи присуще большое количество фонетических и грамматических ошибок.

Ребенок в этот период не способен овладеть грамматическим строем речи. Особенно это отражается на связной речи. У умственно отсталого ребенка долгое время сохраняется ситуативное значение слов, при этом речь взрослых людей или совсем не может быть понята, или понимается неточно.

Замечание 1

В случае с умственной отсталостью страдает не только познавательная деятельность. Личность не развивается в целом. У таких детей элементарные органические потребности преобладают над духовными. Развитие высших духовных потребностей происходит со сложностями и с существенным отставанием, если сравнивать с нормой.

Что касается мотивов поведения и деятельности, то они обладают ситуативным характером, неустойчивостью и недостаточной степенью осознанности. Интересы умственно отсталого ребенка поверхностны, не отличаются глубиной, однообразны. Эмоциональную сферу отражают недоразвитие эмоций и чувств.

На начало дошкольного возраста у умственно отсталых детей почти не возникает предметная деятельность. Их деятельность, связанная с предметами, остается на уровне манипуляций. В младшем дошкольном возрасте ребенок в основном овладевает специфическими манипуляциями, ложащимися в основу создания зрительно-двигательной координации и выявления отношений (свойств) предметов.

Процесс овладения специфическими манипуляциями без наличия специальных обучающих мероприятий происходит медленно. Это обусловлено тем, что у ребенка не проявляется настоящий интерес к окружающему (предметному) миру. Интерес к предмету (например, к игрушке) оказывается краткосрочным, поскольку побуждается только внешним видом. Исследователям удалось наблюдать большое число неадекватных действий с предметами, количество которых снижается только к 6 годам.

Изобразительная и конструктивная деятельность и поведение у умственно отсталых детей вне рамок обучения практически не возникает. У такого ребенка не могут появиться конструктивные умения и предметный рисунок. В ходе обучения предметные рисунки обладают примитивным, фрагментарным характером, не передают целостный образ и форму. С другой стороны, они являются усвоенным ребенком графическим штампом, который не отражает реальный объект.

В дошкольном возрасте начинают свое формирование составляющие трудового поведения. В первую очередь, это навыки самообслуживания, однако при их выполнении движения ребенка нечеткие, неуверенные, суетливые. Для них присуще нарушение последовательности действий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot