Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии

Определение 1

Эмоциональное благополучие — это основной позитивный показатель качества человеческой жизни, фундамент которого закладывается в детстве. Следовательно, этот показатель полностью зависит от окружающих людей, их отношений и реакций на поведение ребенка.

Особенности благополучия и неблагополучия ребенка

Понятие «психологическое благополучие» ввела в научный лексикон И. В. Дубровина. Она понимала под этим термином составляющие психического здоровья, которые относятся к личности в целом. Как правило, они находятся в тесной связи с высшими проявлениями духа человека.

Замечание 1

С точки зрения психологической науки благополучие представляет собой необходимое условие для полноценной работы и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Категория психологического благополучия рассматривается в качестве комфортного эмоционального состояния.

Для ребенка, который обладает психологическим благополучием, характерны следующие черты поведения и чувств:

  • Доверие к миру и людям;
  • Проявление гуманных чувств;
  • Сопереживание и чувствование состояния других;
  • Присутствие позитивных эмоций и наличие чувства юмора;
  • Потребность в телесном контакте;
  • Чувство удивления;
  • Присутствие вариативности поведения;
  • Способность к произвольному усилию с целью преодоления препятствий или исключения дискомфорта, включая ситуации соревнования и соперничества;
  • Наличие положительного подкрепления самого себя и собственных действий;
  • Осознание аспектов собственного поведения в зависимости от возраста.

Для поведения эмоционально благополучного ребенка характерна улыбчивость, непосредственность, разговорчивость, доброжелательность. Он умеет слушать других, может преодолевать эгоцентрическую позицию, не позволяет грубости с родителями, не ворует, не дерется, наделен чувством юмора, не кричит и не обижает других.

Эмоциональное благополучие в детском периоде показывает на то, что представления взрослых о необходимости и интересах ребенка полностью соответствует реальным потребностям. Противоположно этому эмоциональное неблагополучие отражает дисбаланс этих факторов. Оно может возникать по нескольким причинам: биологические (связаны с особенностями психофизического развития ребенка, особенностями темперамента и характера), психосоциальные (зависят от воспитания в семье, ценностных ориентаций матери и отца, возникновения конфликтов в семье).

«Особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формирование эмоционального неблагополучия ребенка происходит постепенно. Оно проявляется в качестве личностных реакций на поведение окружающих людей.

Поведение ребенка при психологическом благополучии и неблагополучии

Замечание 2

Психологически благополучный ребенок – это, в первую очередь, спонтанный и творческий ребенок. Для него характерны радость от жизни и веселое настроение. Он познает себя и окружающий мир не только с помощью разума, но и через чувства и интуицию. Он в полной мере принимает самого себя, при этом принимая ценность и уникальность других.

Психологическое благополучие в детском возрасте предполагает наличие высокой самооценки, сформированного самоконтроля. Ребенок ориентирован на успех в достижении цели, эмоциональный комфорт. Именно показатель эмоционального благополучия представляет собой наиболее емкое понятие для определения успеха детского развития.

В качестве основных условий эффективности собственного поведения взрослых, которое дает возможность свести к минимуму возможность проявления эмоционального неблагополучия в детском возрасте, выступают:

  • Принятие детей, воспринимая в единстве его позитивные и негативные качества;
  • Формирование атмосферы положительных эмоций в семье;
  • Формирование атмосферы безопасности для ребенка в семье;
  • Использование поощрения и стимуляции развития всех проявленных способностей ребенка, включая эмоционально-волевые, интеллектуальные, психомоторные качества.

Например, родители могут часто совершать ошибку в процессе воспитания. Она заключается в том, что они не придают должного значения эмоциональному благополучию ребенка. Родители предполагают, что эффективность и успешность обучения представляет собой более важный показатель детского развития. В дальнейшем такие действия могут негативно отразиться на психическом здоровье ребенка.

В соответствии с возрастом и поведением ребенка варьирование взрослыми людьми определенных поведенческих стратегий, в том числе разных форм поощрений и ограничений (например, похвала за реальные результаты и игнорирование демонстративных реакций ребенка в соответствии со степенью их выраженности и места проявления), помогает обеспечить психологическое благополучие.

Любые действия, которые предназначены для внедрения психологического благополучия в жизнь ребенка, можно включать в его детскую жизнь через игровую деятельность.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей разного возраста

Для ребенка в возрасте от четырех до шести лет при психологическом благополучии характерны следующие особенности поведения: поиск конструктивного выхода эмоциональному напряжению в спокойных и осмысленных форм (например, в процессе рисования или игры); наличие высказываний суждений о причинах и проявлениях эмоций; наличие самостоятельности в плане получения удовольствия и разрешение эмоциональных затруднений.

Психологически благополучный ребенок способен проявлять все большее сочувствие, он испытывает интерес к другим людям (особенно к сверстникам), осуществляет поиск и признание справедливости в эмоциональных конфликтах.

Среди симптомов эмоциональных проблем детей в возрасте от трех до шести лет можно выделить частые случаи самонаказания и нанесения травм самому себе, частоту и тяжесть конфликтов с другими детьми, постоянное желание побыть одному, избегание контактов с окружающими.

Эмоционально неблагополучные дети имеют общую неспособность следовать правилам и указаниям, не желают разговаривать и договариваться. Для них характерны внезапные, заметные и длительные этапы снижения общей уверенности в себе, невнимание или утрата интереса к окружающему миру, постоянная меланхолия.

Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot