Эмоциональное благополучие — это основной позитивный показатель качества человеческой жизни, фундамент которого закладывается в детстве. Следовательно, этот показатель полностью зависит от окружающих людей, их отношений и реакций на поведение ребенка.
Особенности благополучия и неблагополучия ребенка
Понятие «психологическое благополучие» ввела в научный лексикон И. В. Дубровина. Она понимала под этим термином составляющие психического здоровья, которые относятся к личности в целом. Как правило, они находятся в тесной связи с высшими проявлениями духа человека.
С точки зрения психологической науки благополучие представляет собой необходимое условие для полноценной работы и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Категория психологического благополучия рассматривается в качестве комфортного эмоционального состояния.
Для ребенка, который обладает психологическим благополучием, характерны следующие черты поведения и чувств:
- Доверие к миру и людям;
- Проявление гуманных чувств;
- Сопереживание и чувствование состояния других;
- Присутствие позитивных эмоций и наличие чувства юмора;
- Потребность в телесном контакте;
- Чувство удивления;
- Присутствие вариативности поведения;
- Способность к произвольному усилию с целью преодоления препятствий или исключения дискомфорта, включая ситуации соревнования и соперничества;
- Наличие положительного подкрепления самого себя и собственных действий;
- Осознание аспектов собственного поведения в зависимости от возраста.
Для поведения эмоционально благополучного ребенка характерна улыбчивость, непосредственность, разговорчивость, доброжелательность. Он умеет слушать других, может преодолевать эгоцентрическую позицию, не позволяет грубости с родителями, не ворует, не дерется, наделен чувством юмора, не кричит и не обижает других.
Эмоциональное благополучие в детском периоде показывает на то, что представления взрослых о необходимости и интересах ребенка полностью соответствует реальным потребностям. Противоположно этому эмоциональное неблагополучие отражает дисбаланс этих факторов. Оно может возникать по нескольким причинам: биологические (связаны с особенностями психофизического развития ребенка, особенностями темперамента и характера), психосоциальные (зависят от воспитания в семье, ценностных ориентаций матери и отца, возникновения конфликтов в семье).
Формирование эмоционального неблагополучия ребенка происходит постепенно. Оно проявляется в качестве личностных реакций на поведение окружающих людей.
Поведение ребенка при психологическом благополучии и неблагополучии
Психологически благополучный ребенок – это, в первую очередь, спонтанный и творческий ребенок. Для него характерны радость от жизни и веселое настроение. Он познает себя и окружающий мир не только с помощью разума, но и через чувства и интуицию. Он в полной мере принимает самого себя, при этом принимая ценность и уникальность других.
Психологическое благополучие в детском возрасте предполагает наличие высокой самооценки, сформированного самоконтроля. Ребенок ориентирован на успех в достижении цели, эмоциональный комфорт. Именно показатель эмоционального благополучия представляет собой наиболее емкое понятие для определения успеха детского развития.
В качестве основных условий эффективности собственного поведения взрослых, которое дает возможность свести к минимуму возможность проявления эмоционального неблагополучия в детском возрасте, выступают:
- Принятие детей, воспринимая в единстве его позитивные и негативные качества;
- Формирование атмосферы положительных эмоций в семье;
- Формирование атмосферы безопасности для ребенка в семье;
- Использование поощрения и стимуляции развития всех проявленных способностей ребенка, включая эмоционально-волевые, интеллектуальные, психомоторные качества.
Например, родители могут часто совершать ошибку в процессе воспитания. Она заключается в том, что они не придают должного значения эмоциональному благополучию ребенка. Родители предполагают, что эффективность и успешность обучения представляет собой более важный показатель детского развития. В дальнейшем такие действия могут негативно отразиться на психическом здоровье ребенка.
В соответствии с возрастом и поведением ребенка варьирование взрослыми людьми определенных поведенческих стратегий, в том числе разных форм поощрений и ограничений (например, похвала за реальные результаты и игнорирование демонстративных реакций ребенка в соответствии со степенью их выраженности и места проявления), помогает обеспечить психологическое благополучие.
Любые действия, которые предназначены для внедрения психологического благополучия в жизнь ребенка, можно включать в его детскую жизнь через игровую деятельность.
Признаки здорового эмоционального состояния у детей разного возраста
Для ребенка в возрасте от четырех до шести лет при психологическом благополучии характерны следующие особенности поведения: поиск конструктивного выхода эмоциональному напряжению в спокойных и осмысленных форм (например, в процессе рисования или игры); наличие высказываний суждений о причинах и проявлениях эмоций; наличие самостоятельности в плане получения удовольствия и разрешение эмоциональных затруднений.
Психологически благополучный ребенок способен проявлять все большее сочувствие, он испытывает интерес к другим людям (особенно к сверстникам), осуществляет поиск и признание справедливости в эмоциональных конфликтах.
Среди симптомов эмоциональных проблем детей в возрасте от трех до шести лет можно выделить частые случаи самонаказания и нанесения травм самому себе, частоту и тяжесть конфликтов с другими детьми, постоянное желание побыть одному, избегание контактов с окружающими.
Эмоционально неблагополучные дети имеют общую неспособность следовать правилам и указаниям, не желают разговаривать и договариваться. Для них характерны внезапные, заметные и длительные этапы снижения общей уверенности в себе, невнимание или утрата интереса к окружающему миру, постоянная меланхолия.