Понимание эмоций других людей
Понимание эмоций других людей является предметом изучения психологов уже на протяжении многих лет. В настоящее время достоверно не доказано, что понимание эмоций является врожденным механизмом.
Зачастую ученые ведут данные исследования на животных. Большинство исследований показывает, что в основе понимание эмоциональных переживаний у животных лежит инстинкт. К примеру, при первых родах самка млекопитающего уже понимает значения звуковых сигналов ее детенышей. Также инстинктивной является реакция птиц на силуэт, который напоминает хищника-ястреба. Он вызывает страх и бегство испытуемых птиц. Однако, силуэт, который напоминает безвредного гуся, такой реакции не вызывает. Следует отметить, что испытуемые птицы никогда не встречались ни ястребом, ни с гусем, следовательно, процесс распознавания эмоционально значимого объекта представляет собой врожденный механизм.
Наличие данного факта противоречит исследованиям некоторых ученых, которые считают, что понимание эмоций не является врожденным. Неоспоримым фактом является то, что восприятие эмоций других людей у маленьких детей происходит неадекватно. Развитие данной способности идет в процессе формирования личности субъекта, при чем стоит отметить, что понимание различных эмоций развивается не одинаково. Так, например, проще распознается ужас, далее уже отвращение и удивление. Таким образом, развитие понимания эмоций происходит в процессе обучения. Здесь исследователи выделяют термин «эмоциональный интеллект». Под эмоциональным интеллектом понимают совокупность способностей, таких как распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и самомотивацию.
При распознавании различных эмоций другого субъекта человек применяет зрительный канал, где использование гностических нейронов нижневисочной коры приводит к распознаванию, и проприорецептивный канал, который производит оценку паттернов личной лицевой экспрессии и является ответной реакцией на поступившие данные со зрительного канала.
Эмоции и чувства играют важную роль в развитии психики ребенка. Недостаток или отсутствие внимания к эмоциональной жизни ребенка со стороны родителей и педагогов может привести к негативным последствиям.
Появление эмоций в процессе психического развития ребенка
Появление первых эмоций человека происходит на стадии младенчества. В основе их формирования лежат биологические аспекты. Когда младенец испытывает голод и усталость, он реагирует, проявляя отрицательные эмоции, а, например, принятие пищи вызывает положительные эмоции. Ведущий видом деятельности на данном этапе является эмоциональное общение со взрослым. Здесь появляются первые социальные эмоции ребенка, которые направлены на взрослого. Способом проявления эмоциональности служит «комплекс оживления», в который входят улыбка, вокализация и двигательная активность. Дальнейшее развитие эмоциональной жизни человека связано с его интеллектуальным развитием.
Примерно в 2-3 года ребенок начинает испытывать такие эмоции, как ревность и зависть. Он начинает ревновать мать к другим детям, брату или сестре, отцу, если она уделяет им внимание. Социальные контакты человека провоцируют возникновение эмоции радости, которая является базисом эмоций удовлетворения. В возрасте 3-5 лет ребенок сталкивается со стыдом и страхом, объединенными в страх осуждения окружающими людьми.
Как правило, для ребенка в возрасте 7-10 лет, имеющего нормальное психическое развитие, характерно большее количество положительных эмоций, чем отрицательных. Это связано с тем, что у ребенка данного возраста легко вызвать интерес и чувство радости, его приводят в восторг вещи, которые у взрослого человека не вызывают никакой реакции.
В течение периода младшего школьного возраста ребенок приобретает способность к рефлексии, эмоциональную компетентность, а также направленность на самопознание. Ребенок учится понимать свои эмоции и эмоции других людей, оценивать их интенсивность, свой эмоциональный опыт и эмоциональный смысл сложившейся ситуации. Развитие у ребенка понимания эмоций других людей позволяет ему лучше взаимодействовать со взрослыми, педагогами, ровесниками.
Понимание эмоций детьми с нарушениями речи
Тема понимания эмоций детьми с нарушениями речи является довольно широкой областью исследований ученых-психологов, так как она требует изучения условий развития эмоциональной жизни ребенка в зависимости от его возраста и тех или иных отклонений, связанных с речью.
Как правило, для таких детей характерно преобладание отрицательных эмоций и наличие склонности к стрессовым ситуациям.
К эмоциональным особенностям детей с нарушениями речи относят:
- Недостаточность сформированности эмоционально-волевой сферы, которая характеризует степень владения человеком своими эмоциями;
- Гиперактивность;
- Сложности в оценке и выражении собственных эмоций;
- Неустойчивый характер эмоций;
- Наличие тревожности и страха;
- Наличие большого словаря невербальных средств общения;
- Наличие эмоциональных реакций на возникшие ситуации, повышенная импульсивность.
Дети, имеющие нарушения речи, ограничены в общении со взрослыми и ровесниками. В связи с этим они плохо воспринимают смысл поступков и мотивов других людей, хуже осознают последствия того или иного действия. Также, как правило, для таких детей свойственна некорректная оценка эмоций.
Следует отметить, что дети с нарушениями речи имеют общие представления о эмоциях и способах их выражения, однако, они испытывают трудности в данной сфере по сравнению с детьми, которые не имеют речевых расстройств.
В заключении хочется сказать, что степень развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности оказывает большое влияние на успешное формирование личности ребенка без патологий речи или при их наличии.