Переключение внимания — это перемещение его направления и сосредоточенности с одного объекта на другой (с одной деятельности на другую). Характеристика переключаемости представляет собой степень трудности его осуществления, которая измеряется через скорость перехода субъекта от одного вида действий к другим.
Понятие внимания
Внимание — это важнейший познавательный процесс человека. Его исследования психологи ведут много веков, и до сих пор не приходят к единому мнению. Одни из них утверждали, что внимания нет как особого, независимого процесса, и говорили о нем как о стороне (моменте) любого другого психологического процесса.
Другие ученые полагали, что внимание — это вполне независимое психическое состояние, представленное специфическим внутренним процессом, который обладает своими особенностями, несводимыми к характеристикам других познавательных процессов.
В рамках психологических феноменов внимание играет особую роль, при этом невозможно его выделение и исследование в «чистом» виде. Явления внимания необходимо рассматривать в процессе познания соответствующих психических состояний человека.
Всякий раз, когда человек желает выделить само внимание как таковое, отвлекшись от прочего содержания психических феноменов, оно как будто исчезает. В этом случае нужно отметить такое свойство самого внимания, как переключаемость (оно как бы рассеивается, «убегает» куда-то). Образно внимание представляется в виде некоторого «прожектора психики», благодаря которому в некоторые отдельные моменты бодрствования человека на первый план его сознательной деятельности выступают соответствующие формы отражения.
Основным свойством внимания является направленность. Она представляет собой избирательный характер психической деятельности, заключающийся в преднамеренном или непреднамеренном выборе ее объектов на определенный временной промежуток.
Недостаточно лишь осуществить выбор той или иной деятельности, чтобы быть внимательным, важно удержание данного выбора, включая его сохранение. Например, в рамках педагогического процесса относительно просто направить внимание учеников на тот или иной предмет (деятельность). Более сложно сохранить его в течение необходимого времени.
Переключаемость внимания
Переключаемость внимания — это осознанное (осмысленное) его перемещение с одного объекта на другой. В этом процессе может быть поставлена новая задача. В целом переключение характеризуется способностью с высокой скоростью ориентироваться в сложных ситуациях.
Для процесса переключения внимания всегда характерен некоторый стресс и нервное напряжение, выраженное через волевое усилие. Переключаемость способна проявляться в заранее обусловленном переходе субъекта от одного вида действий к другим, от одного объекта к другому.
Среди возможных причин переключаемости внимания необходимо выделить:
- требования выполняемых действий;
- включение в новые виды деятельности;
- проявление усталости.
Переключаемость может быть полной (завершенной) или неполной (незавершенной) – в том случае, когда индивид переходит к другой деятельности, а от первой еще полностью не смог отвлечься. Простота и успех переключения внимания зависят от отношения между прошлой и будущей деятельности, от завершения прошлой деятельности (ее незавершенности), а также от отношения субъектов к соответствующей деятельности (чем она интереснее, тем проще переключиться, и наоборот).
Разные свойства внимания, включая концентрацию, объем и распределение, переключаемость и устойчивость, независимы друг от друга. Например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.
Внимание и нервно-психическое напряжение как детерминанта его переключения
Нервно-психическое напряжение представляет собой состояние стресса. Это определенный тип психических состояний, который развивается у человека, действующего в психологически трудных условиях (например, дефицит времени, информации, высокий уровень требований к качеству и объему результата, ответственность за вероятную неудачу и др.).
Стресс при переключаемости внимания может быть слабым, умеренным и чрезмерным. При слабом напряжении психика человека не способна мобилизовать все резервы для его деятельности. Организм в этом случае работает как бы вхолостую, поэтому проявляется низкая производительность труда.
Умеренное нервно-психическое напряжение может вызвать рост объема, устойчивости, концентрации внимания. Оно способен усиливать процесс возбуждения в нервной системе. Данное состояние проявляется через эмоциональный подъем, творческую активность. О его действии говорят, например, многие исследователи, художники, писатели, поэты.
При возникновении стресса организм мобилизует все энергоресурсы, включая внимание. У человека растет частота пульса, увеличивается артериальное давление, скорость течения крови, температура тела. Для мужчин данные изменения проявляются в большей степени, чем для женщин.
Степень напряжения во время переключения внимания также зависит и от возраста. Так, для более молодых людей (например, в возрасте 20-30 лет) характерна более высокая мобилизация резервов внимания. При наступлении возраста старше 30 лет ученые отмечают рост величины нервно-психического напряжения. Данный процесс сопровождается увеличением резервов конструктивного мышления.
Считается, что с возрастом люди приучаются полностью включаться в деятельность при меньшем расходе сил и внимания. Особенность умеренного нервно-психического напряжения (состояния стресса) представлена тем, что все сдвиги в организме не способны оставлять неприятных последствий, психического и физического дискомфорта. В этом случае все показатели достаточно быстро возвращаются к исходному уровню.