Психологического сопровождение — это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, реализуемыми с целью обеспечения оптимальных условий для поддержания психического здоровья и полноценного развития личности сопровождаемого.
Психологическая помощь осужденным
Мировая правоохранительная практика подтвердила, что целенаправленная психологическая поддержка для любых категорий правонарушителей — это основное условие общей профилактики повторной преступности. По этой причине сегодня специалисты осуществляют постоянный поиск путей развития психологического обеспечения пенитенциарной системы РФ.
В соответствии со своим смыслом и содержанием профессия психолога УИИ (уголовно-исполнительной инспекции) относится к разделу помогающих профессий. Они составляют неотъемлемую область деятельности современных цивилизованных стран и обладают определенной спецификой.
Каждый год по учету территориальных органов ФСИН РФ проходит более 1 млн. лиц, которые осуждены к наказаниям без лишения свободы. Почти каждому человеку, который отбывает наказание, альтернативное лишению свободы, требуется психолого-педагогическое и (или) социальное сопровождение. Это происходит по той причине, что важная задача психологов и инспекторов представлена профилактикой маргинализации личности осужденных и предотвращение повторного преступления или правонарушения.
В процессе постановки гражданина на учет инспекции необходима качественная работа психолога, который уточняет запросы и проблемы осужденного, мишени психологического воздействия. Это обусловило рост требований к психологическому сопровождению осужденных лиц.
В уголовно-исправительных учреждениях предусмотрена группа (отделение) психологического обеспечения. В ее состав включены аттестованные сотрудники и служащие.
Организация психологической работы с осужденными
Организуя психологическую работу с осужденными из исправительных колоний, психологи должны брать за основу ресурсы осужденного, личный потенциал, внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Концепция психологического сопровождения для лиц из колоний заложена в отечественных педагогических системах (разработана А. Макаренко и В. Сухомлинским). Эти труды в наибольшей степени соответствуют прогрессивной идее отечественной психологии.
Чаще всего сопровождение рассматривают в качестве поддержки психически здоровых людей. На определенной стадии развития у них проявляются личностные трудности.
Психологическое сопровождение людей, которые отбывают наказание без изоляции от общества, рассматривается в качестве формы коррекции девиантного поведения. Основной целью такой работы является интегративное включение человека в социальную среду. Из этой цели вытекает глобальная задача, основанная на всемерном уважении личности человека.
При оказании психологической помощи осужденному человеку важно принимать во внимание то, что он как личность представляет собой целостное социальное образование. Его необходимо расположить в ходе психодиагностической, консультативной и коррекционной работы для активного сотрудничества с целью изменения личностно-мотивационной сферы. Коррекция личности — это процесс целенаправленного формирования сознания, чувств. Она позволяет выработать устойчивое поведение.
Сущностная характеристика психологического сопровождения лиц, находящихся в исправительных учреждениях, представлена созданием условий для перехода личности осужденного к ответственности за собственный выбор. В ходе работы с осужденным психологи формируют условия «переходного пространства», что предполагает обеспечение баланса между поддержкой и взращиванием личности. Человек благодаря помощи получает возможность перейти от детской позиции («я не могу и не хочу нести ответственность») к более взрослой («я несу ответственность за свой выбор»).
Основные характеристики психологического сопровождения включают:
- Процессуальность;
- Пролонгированность;
- Отсутствие директивности;
- Погружение в реальную повседневную жизнь и др.
Исследователи отмечают, что психологическое сопровождение должно выполнять несколько функций. Первая из них состоит в том, что целостная и комплексная поддержка и психологическая помощь должна происходить в рамках работы социально-психологических служб. Вторая функция предполагает формирование условий для того, чтобы восстановить личностный потенциал и развитие личности. Третья функция включает особого рода бытийные отношения между сопровождаемым и сопровождающим лицом.
Особенности психологического сопровождения осужденных
Самые общие особенности психологического сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, представлены созданием необходимых условий, в которых человек начинает адекватно понимать свою жизненную ситуацию, возможные варианты поведения в ней, задачи, требующие решения. Он начинает адекватно оценивать имеющиеся в наличии ресурсы, способы создания новых ресурсов и оптимальное их использование.
Психолог в ходе сопровождения оказывает помощь в осознании личного выбора, конструктивном разрешении неизбежных конфликтов, освоении социальных и индивидуальных методов познания, коммуникации, понимания себя и других.
Как правило, психологическое сопровождение рассматривается в качестве процесса, целостной деятельности психолога. В ее рамках выделяют несколько обязательных взаимосвязанных компонентов:
- Систематический контроль динамики психического развития;
- Мониторинг изменения психологического статуса осужденных;
- Формирование специальных социальных и психологических условий, предназначенных для развития (коррекции) личности осужденных и др.
В соответствии со своим содержанием идея психологического сопровождения дает на основе исследования социально-психологического статуса создавать условия эффективной реабилитации человека в обществе.