Образ «Я» — это представление о самом себе: об уме, теле, способностях, чертах характера. Наличие собственного «Я» у каждого человека выражается в том, что он понимает свою идентичность в настоящем, прошлом и будущем.
Психологические особенности образа «Я»
«Я»-концепция с момента своего зарождения стала активным началом и важнейшим фактором в интерпретации опыта. Она помогает достигать внутреннюю согласованность личности, предопределяя интерпретацию опыта и являясь источником ожиданий (представления о том, что должно произойти).
Для более наглядного представления картины формирования Я концепции в подростковом и юношеском возрасте, включая установку связи между самооценкой и оценкой окружающих, ученые проводят исследования.
Исследование образа «Я» — это перспективное направление в сфере общей психологии. Это связано с тем, что его результаты способны оказать существенную практическую пользу для психологического консультирования, психотерапии и медицины. Сформированный образ «Я» представляет собой неотъемлемый показатель нормального развития личности.
«Я» концепция включает:
- «Образ-Я» (когнитивную составляющую) в виде представлений индивида о самом себе;
- Самооценку (оценочную составляющую) как аффективную оценку представления о себе (обладает различной интенсивностью, так как конкретные черты «Образа-Я» способны вызвать более или менее сильные эмоции, которые связаны с их принятием или осуждением);
- Поведенческую реакцию (поведенческую составляющую) в качестве конкретных действий, которые может вызвать «Образ-Я» и самооценка.
Образ «Я» в подростковом возрасте
Исследование и анализ образа «Я», включая его становление в подростковом возрасте, приобрели особое значение по той причине, что именно в этот период осуществляется интенсивный процесс его формирования. Этот процесс в значительной мере предопределяет особенности личности и поведение человека в будущем.
«Я» концепция представляет собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную и переживаемую, неповторимую систему представлений индивида о самом себе. На ее основе происходит построение любого взаимодействия с другими людьми и отношения к самому себе.
Подростки начинают создавать в своем сознании разнообразные «Образы-Я», отражающие богатство их жизни. Идеал личности подростка представлен желательным «Образом-Я», формирование которого осуществляется из качеств, которые являются ценными для человека, а также достоинств других людей. В качестве идеала подражания подростка может выступать человек любого возраста (как взрослые, так и сверстники). Это делает «Образ-Я» подростков противоречивым. Они могут в одно время сочетать в себе черты характера и взрослых людей и сверстников, что не всегда совместимо. Такое положение может становиться поводом для переживаний.
«Физическое Я» подростков включает их представления о собственной внешней привлекательности. С его помощью они формируют представления о своем уме, способностях, силе характера, общительности, доброте и других качествах. Данные составляющие объединяются и образуют большой пласт «Я-концепции», который называется «Реальное Я».
Кроме этого, для подростка важны еще два компонента: оценочный и поведенческий. Для него необходимо знать не только то, какой он на самом деле, но и то, насколько значимыми считаются его индивидуальные особенности. Оценка качеств будет зависеть от системы ценностей, сформированной благодаря влиянию родителей и сверстников. По этой причине каждый из них по-разному начинает переживать отсутствие у себя красоты, высокого интеллекта или физической силы, так как сравнивает себя с другими. Помимо перечисленного, представлениям о себе соответствует определенный стиль поведения. Отмечено, что девочки, которые считают себя очаровательными, держатся абсолютно иначе, чем их сверстницы, которые находят себя некрасивыми, но очень умными.
Подросток еще не может считаться сформировавшейся зрелой личностью. Отдельные черты школьника еще диссонируют, а сочетание различных образов «Я» не отличается гармоничностью. Часто одна случайная фраза, комплимент или насмешка способны приводить к заметному сдвигу в самосознании ребенка. Если «Образ Я» достаточно стабилизируется, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречат, то могут включаться механизмы психологической защиты.
«Я» концепция в юношеском возрасте
Важный этап для формирования самосознания представлен юношеским возрастом. В это время у юноши (девушки) складывается представление об окружающем мире и людях, происходит смена ролей, появляется потребность в принятии важных решений, которые касаются профессии. У человека развиваются ценностные ориентации и определенный образ жизни.
«Я» концепция в юношеском возрасте, с одной стороны, отличается большей устойчивостью, чем в подростковом возрасте, с другой стороны, она начинает претерпевать определенный изменения, которые связаны со множеством причин.
Причины таких трансформаций включают:
- Физиологические изменения;
- Психологические изменения;
- Развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей, которые приводят к усложнению и дифференциации концепции (например, появление способности отличать реальные и гипотетические возможности и требования, исходящие от социальной среды).
Формирование образа «Я», которое происходит в результате самопознания в ранней юности, будет зависеть не только от коммуникации с непосредственным окружением. Также на него влияют контакты с более широкой социальной средой.
Самым важным в этом периоде становится общение со значимыми лицами. В нем юноши и девушки, как правило, получают о себе прямые сведения в оценочных терминах. С возрастом значение оценок окружающих людей в формировании самооценки будет снижаться, но всегда останется существенным. Свидетельством этому является весьма высокая и положительная взаимосвязь самооценок с оценками, которые юноши ждут от различных значимых лиц из их окружения.