Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь личностной зрелости и ответственности в юношеском возрасте

Все предметы / Психология / Взаимосвязь личностной зрелости и ответственности в юношеском возрасте
Определение 1

Юношеский возраст — это период в развитии человека в возрасте от 15 до 17 лет (ранний), с 18 до 21 года (поздний), непосредственно предшествующий периоду взрослости.

Понятие ответственности и ее понимание в юношеском возрасте

Определение 2

Ответственность — это способность исполнять данные обязательства и следовать общепринятым в обществе правилами, а также осознавать в полной мере последствия собственного влияния на окружающий мир.

Юношеский возраст характеризуется тем, что человек еще находится в определенной зависимости от своих родителей. Это связано с тем, что он еще не способ самостоятельно принимать решения и нести ответственность, ввиду отсутствия у себя необходимого жизненного опыта. В связи с тем, что картина мира в юношеском возрасте еще достаточно «скудна», он не может в полной мере осознать всю глубину понятия «ответственность». Кроме того, это еще связано и с тем, что в юношеском возрасте достаточно сложно проследить причинно-следственную связь между своим поступком и наступившими последствиями.

Ответственность не является чертой характера человека, она представляет собой ценностный ориентир, который приобретается с помощью окружающих ребенка, подростка или юношу взрослых.

Замечание 1

В настоящее время особую актуальность приобретает исследование проблемы формирования ответственности и ее взаимосвязи с личностной зрелостью.

Как показали последние исследования ученых, на формирование и развитие ответственности в юношеском возрасте оказывают влияние разнообразные психологические факторы. В этой связи исследование взаимосвязи личностной зрелости и ответственности в юношеском возрасте является одной из актуальных проблем современной психологии. Кроме того, значимость данной проблемы заключается еще и в том, что для эффективного развития современного общества, принципиально важным является наличие у каждого человека таких личностных характеристик, которые способствуют обеспечению адаптивности к постоянно меняющимся политическим, экономическим и социальным условиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Сензитивным возрастом для формирования ответственности является дошкольный возраст. В подростковом и юношеском возрасте происходит переосмысление сущностных характеристик личность, основными из которых является самостоятельность и ответственность. Это связано с тем, что в юношеском возрасте подросток принимает большее участие в жизни взрослых, нежели в школьном или дошкольном возрасте.

В юношеском возрасте человек начинает уже руководствоваться собственными мотивами в учебной и общественной деятельности. К мотивам относятся чувство долга и ответственность перед коллективом. Именно в этот период принимаются первые самостоятельные решения, а также человек учится отвечать за результат принятых решений, то есть осуществляется процесс целостной модели ответственного поведения.

Ключевые факторы успешного формирования ответственности в юношеском возрасте:

  1. Положительный пример и влияние на личность авторитетных взрослых (родители, педагогик, старшие родственники и близкие) и авторитетных сверстников.
  2. Формирование морально-эстетических правил и норм в сознании личности по образцу поведения и поступков окружающих авторитетных близких.
  3. Предоставление возможности совершать самостоятельные выборы и принимать самостоятельные решения.
  4. Проявлять конструктивную автономию и под контролем взрослых принимать жизненно важные решения.
Замечание 2

Таким образом, юношеский возраст является важным этапом в формировании волевой саморегуляции и автономности личности (суверенность собственного психологического пространства).

Рекомендации по формированию личностной зрелости и ответственности в юношеском возрасте

Опираясь на рекомендации, разработанные психологами с учетом возрастных особенностей, можно помочь взрослеющему человеку преодолеть юношеский инфантилизм и стать более зрелым.

Рекомендации родителям по формированию личностной зрелости и ответственности в юношеском возрасте:

  1. Не навязывать свои цели. Зачастую родители стремятся всячески оградить ребенка от окружающего мира и его угроз. Такая забота является обоснованной, если есть реальная угроза жизни и здоровью. Но для того, чтобы воспитать действительно самостоятельного и ответственного человека необходимо считаться с мнением ребенка, поддерживать его выбор и ненавязчиво направлять в нужное русло.
  2. Не путать ответственность с послушанием. Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определенные действия, это не значит, что он ответственный, это говорит о том, что он исполнительный. Послушный и исполнительный с чувством долга выполнит домашнее задание или сделает работу по дому, в то время как ответственный разработает план, как это все сделать качественно и вовремя в течение дня. То есть, в первом случае подросток выполняет заданную ему инструкцию, а во втором думает о последствиях.
  3. Не сравнивать подростка ни с кем другим. Сравнение, с точки зрения психологии, является несправедливым упреком. Упрек заключается в том, что от личности требуют выполнение того, что она не в состоянии сделать ввиду отсутствия знаний, умений и опыта. Сравнения причиняют боль.
  4. Поощрять проявления самостоятельности. Чувство ответственности формируется на основании чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают о том, что нужно делать уроки, убирать за собой, не позволяют передвигаться самостоятельно по городу и т.д., то это все негативно сказывается на развитии самостоятельности.
  5. Подкреплять права обязанности. С подростками отлично работает конструкция «Если…, то...». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуды после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.
  6. Разграничивать зоны ответственности. Вместе с подростком обговорить, кто и за что отвечает (за уборку, за покупку хлеба, вынос мусора и т.д.). Сразу же делается акцент на то, что его обязанности никто не будет выполнять, делать он должен все без ежедневных напоминаний и что будет в случае их невыполнения.
  7. Готовить подростка к трудностям. Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.
  8. Демонстрировать путь решения проблемы. Чаще всего дети не видят путь от запроса до результата. Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.
  9. Вводить санкции за безответственное поведение. В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.
  10. Быть примером. Если призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анжелика Ивановна Иванова

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис